Манилов и Коробочка. Характеристика и противопоставление

Галерея портретов помещиков открывается образом Манилова. “На взгляд он был человек видный: черты лица его были не лишены прият­ности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару: в приемах и оборотах его было что-то заискивающее расположения и знаком­ства. Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами”. Раньше он “служил в армии, где считался скромнейшим, деликатнейшим и обра­зованнейшим офицером”. Живя в поместье, он “иногда приезжает в город. чтобы увидеться с образованными людьми”.
На фоне обитателей города и поместий он кажется “весьма обходитель­ным и учтивым помещиком”, на котором лежит какой-то отпечаток “по­лупросвещенной” среды. Однако, раскрывая внутренний облик Манилова, его характер, рассказывая об его отношении к хозяйству и времяпрепро­вождении, рисуя прием Маниловым Чичикова, Гоголь показывает полней­шую пустоту и никчемность этого “существования”.
Немудрено, что у такого “хозяина” “довольно пусто в кладовой”, при­казчик и ключница – воры, слуги – “нечистоплотны и пьяницы”, а “вся дворня спит немилосердным образом и повесничает все остальное время”.
Жизнь Манилов проводит в полнейшей праздности. Он отошел от всяко­го труда, даже не читает ничего: два года в его кабинете лежит книга, за­ложенная все на той же 14-й странице. Свое безделье Манилов скрашивает беспочвенными мечтами и бессмысленными “прожектами” (проектами), вроде постройки подземного хода от дома, каменного моста через пруд. Вместо настоящего чувства у Манилова “приятная улыбка”, притвор­ная любезность и выспренная фраза; вместо мыслей – какие-то бессвяз­ные, глупые рассуждения, вместо деятельности – или пустые мечты, или такие результаты его “труда”, как “горки выбитой из трубки золы, расстав­ленные не без старания очень красивыми рядками”.
Не живым человеком, а пародией на него, иным воплощением все той же духовной пустоты является и Коробочка, типичная мелкая помещи­ца – владелица восьмидесяти душ крепостных.
В противоположность Манилову, Коробочка – домовитая хозяйка. У нее “хорошая деревенька”, “двор полон всякой птицы”, имеются “про­сторные огороды с капустой, луком, картофелем, свеклой и прочим хозяй­ственным овощем”, есть “яблони и другие фруктовые деревья”. Имена крестьян своих она знала “почти все наизусть”.
Но умственный кругозор Коробочки крайне ограничен. Гоголь подчер­кивает ее тупость, невежественность, суеверие, указывает, что ее поведе­нием руководит корысть, страсть к наживе. Она очень боится “продеше­вить” при продаже.
Все “новое и небывалое” пугает ее. “Дубинноголовая” Коробочка – во­площение тех традиций, которые сложились у захолустных мелких поме­щиков, ведущих натуральное хозяйство. Указывая на типичность образа Коробочки, Гоголь говорит, что таких Коробочек можно встретить и в среде столичных аристократов.




1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Эпоха классицизма литературы во франции.
Сейчас вы читаете: Манилов и Коробочка. Характеристика и противопоставление