Писать о Пушкине значит писать о целой русской литературе

В своем идейном и художественном росте Пушкин прошел через все основные стадии, через которые прошла духовная жизнь передовых кругов русского общества конца XVIII – первых десятилетий XIX в., с тем чтобы возглавить дальнейшее движение литературы вперед.
Пушкин испытал глубокое и плодотворное воздействие идей просветительской философии XVIII в.; ранний период его творчества проходил под знаком прогрессивного, революционного романтизма; наконец, в период расцвета своего творчества он твердо встал на путь создания реалистического искусства

слова. Сам автор “Евгения Онегина” и “Капитанской дочки” сжато – всего в двух словах,- но чрезвычайно ясно и точно определил свое особое писательское лицо, назвав себя “поэтом действительности”. Это меткое определение значит, во-первых, что Пушкин развертывает необычайно полную, правдивую и глубокую картину внешнего и внутреннего мира – природы, человека, общества, т. е. является великим писателем-реалистом, родоначальником русского реализма. Во-вторых,, это значит, что своим воссозданиям реальной жизни в самых различных ее проявлениях – от высокого, исключительного, героического до самого простого
будничного, порой смешного – Пушкин умеет придавать необыкновенную поэтичность. “Где жизнь, там и поэзия”,- любил повторять Белинский. Пушкин доказывает это всем своим творчеством.
Александр Сергеевич Пушкин родился 26 мая (6 июня) 1799 г. в Москве. В семье его родителей – типичных представителей “старинного” дворянства того времени – интересовались литературой и театром. Сергей Львович, отец поэта, писал стихи на французском языке. Дядя поэта, Василий Львович, был довольно известным в свое время стихотворцем/В московской гостиной Пушкиных неоднократно бывали Н. М. Карамзин и И. И. Дмитриев. Однако литературные интересы и занятия отца и даже дяди, по существу, носили дилетантский характер. Детей С. Л. Пушкин воспитывал на обычный тогда для дворянских кругов чужеземный лад: сдал на руки гувернеров-иностранцев.
Пушкин позднее горько жаловался на “недостатки проклятого своего воспитания”, отрывавшего его от родного языка, родного народа. Но помимо французов-воспитателей, в детстве около него были и русские люди – крепостные крестьяне господ Пушкиных: дядька Никита Козлов, некоторые черты которого, несомненно, отразились в Савельиче из “Капитанской дочки”, и замечательная простая русская женщина, мастерица меткой и яркой русской народной речи, няня Арина Родионовна. Через няню Пушкин уже тогда приобщился к сокровищам народного творчества.
Осенью 1811 г. Пушкин начал учиться в только что созданном закрытом учебном заведении – Царскосельском лицее. Вскоре началась Отечественная война 1812 г., и самого Пушкина, и его друзей-лицеистов охватило величайшее патриотическое воодушевление. О силе его много лет спустя вспомнил Пушкин, обращаясь к друзьям в последнем из своих стихотворений, посвященных годовщинам основания лицея:

Вы помните: текла за ратью рать,

Со старшими мы братьями прощались

И в сень наук с досадой возвращались,

Завидуя тому, кто умирать Шел мимо нас.

(“Была пора; наш праздник молодой.”, 1836)
В лицее создалась весьма насыщенная литературно-творческая атмосфера. Стихи слагались не только индивид


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Traditional grammatical classes of words.
Сейчас вы читаете: Писать о Пушкине значит писать о целой русской литературе