«Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться» (Л. Н. Толстой) (По одному из произведений русской литературы XIX века)

В поэме Гоголь типизирует образы русских по-мещиков, чиновников и крестьян. Единственный человек, явно выделяющийся из общей картины российской жизни, — это главный герой поэмы, Чичиков. Подобно, Онегину и Пе-чорину, он не похож на толпу, но не исключительностью натуры и не стремлением преобразить мир, а своей активностью, деятельнос-тью и предприимчивостью. Что же за человек Чичиков? В поэме Гоголь показывает, что старая патриархальная дворянская Россия умира-ет. Неумолимый ход истории порождает людей иной жизненной ориентации, дельцов-предпринимателей.

Раскрывая образ главного героя, автор повествует о его проис-хождении и формировании его характера. Чичиков — единствен-ный, за исключением Плюшкина, персонаж, история жизни кото-рого дается во всех деталях. Из одиннадцатой главы поэмы мы уз-наем, что Павлуша принадлежал к бедной дворянской семье, чья усадьба перестала быть источником доходов. Отец Чичикова оста-вил ему в наследство полтину меди да завет старательно учиться, угождать учителям и начальникам и, самое главное, — беречь и копить копейку. В завещании отец ничего не сказал о чести, долге и достоинстве. В отличие от Гринева, Чичиков быстро
понял, что все высокие понятия только мешают достижению заветной цели. Вот почему Павлуша пробивает себе дорогу в жизни собствен-ными усилиями, не опираясь ни на чье покровительство. Но благо-получие свое он строит за счет других людей: оскорбление, обман, взяточничество, казнокрадство, махинации на таможне — орудия Чичикова. Никакие неудачи не могут сломить его жажду наживы. И всякий раз, совершая неблаговидные поступки, он легко находит себе оправдание. Гоголь, тщательно анализирующий не только поступки, но и мысли героя, с грустной иронией говорит, что в его. Чичиков по-своему спо-собен к сочувствию, по-своему переживает, что в мире торжествует глупость и несправедливость. Герой знает, что такое жалость и со-страдание, более того, он. Итак, основу комизма и одновременно трагизма этого обра-за составляет то, что смысл жизни герой видит лишь в приобрете-нии, накопительстве. Это еще не плюшкинская мания обогащения ради обогащения. Для Чичикова деньги — средство, а не цель. Он хочет благополучия, достойной жизни для себя и своих детей, но в этом-то и ловушка: человек, лишенный нравственной основы, обма-нывает себя, считая деньги средством. От остальных персонажей поэмы Чичикова отличает и сила ха-рактера. Поставив себе цель, он проявляет для ее достижения гро-мадную энергию, упорство и невероятную изобретательность. Автор говорит о нем: . Жаль только, что страсть эта была далеко не самая благородная. Чичиков умеет приспосабливаться к любому микромиру, в ко-тором он оказывается. Даже внешний облик героя таков, что по-дойдет к любой ситуации: , , — все в нем неопределенно, ничто не выделяется. Чичикову не откажешь в знании людей. Он постиг, с каждым из персонажей он говорит на его языке, на близкие собеседнику темы. Более того, именно Чичиков — единственный персонаж, способный на проявление движений души. , — говорит автор, наблюдая, как его герой останавливается, , перед молоденькой шестнадцатилетней девушкой. В конечном счете не сомнительные покупки, не подозрительная лов-кость Чичикова, а движение души послужило при-чиной краха его затеи. Так уж устроена жизнь, говорит Гоголь, что именно душевность, искренность, бескорыстие — самые опасные. Гоголь не случайно выделяет Чичикова из ряда прочих персона-жей поэмы, рассказывая о прошлом героя и давая его характер в развитии. Согласно замыслу, автор собирался. Именно с людьми, не окон-чательно омертвевшими, имеющими хоть какую-то цель, пытался связать автор свои надежды на возрождение России. Но история второго и третьего томов поэмы известна. Гениальный художник, Гоголь понял невозможность воплощения первоначального замыс-ла. Чичиковы не могут, да и не хотят спасать Россию, их мир неиз-бежно замкнется на идее накопительства. Гениальность же гоголевского предвидения состоит в том, что в поэме впервые в русской литературе был выведен тип людей, которые неизбежно выходят на арену общественной жизни в период зарождения капитализма, тип дельца-предприни-мателя, человека.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться» (Л. Н. Толстой) (По одному из произведений русской литературы XIX века)