Значение символических снов Гринева в «Капитанской дочке» А. С. Пушкина и Раскольникова — в «Преступлении и наказании» Ф. М. Достоевского

Как океан, объемист шар земной,
Земная жизнь кругом
Объята снами.
И бездна нам обнажена
С своими страхами и мглами:.
Ф. И. Тютчев Есть в нашей жизни время, когда мы не принадлежим себе, когда нами играют таинственные и непостижимые силы, порожденные Космосом и Хаосом. Это время — время сна, когда душа отрывается от тела и живет своей самостоятельной жизнью.
Сон литературного героя — это часть истории его души. Вместе с пушкинской Татьяной мы бежим в ее сне по таинственному лесу к странной избушке, где «полужуравль и полукот».

И узнаем ее русскую душу, наполненную сказками и преданиями «простонародной старины». Вместе с Катериной Островского мы улетаем из «темного царства» Кабанихи и Дикого в светлый мир грез. Вместе с Обломовым мы попадаем в застойный рай спящей Обломовки. Вместе с Верой Павловной мы видим в ее снах воплощение заветных мечтаний великого утописта Н. Г. Чернышевского.
Какие же бездны открывают нам сны Гринева и Раскольникова? Почему в формулировке темы эти герои рядом? Попробую ответить. Они оба молоды, оба ищут в жизни свои дороги. Сон Гринева — предсказание, каким будет этот тернистый путь; сны Раскольникова
— раскаяние в том, что пошел по кривой дорожке. Оба героя выведены обстоятельствами жизни из душевного равновесия. Гринев погружается в «нежные видения полусонья», Раскольников пребывает в полусознательном, близком к бреду состоянии. А в такие моменты сны выпуклы, ясны, выразительны.
Гринев, оторванный от папеньки и маменьки, конечно, видит во сне родное поместье. Но все остальное. Вместо отца — бородатый вожатый. Топор в его руках. Кровавые лужи. Петруша видит грядущие события и свою роль в ‘них. Он станет свидетелем кровавого побоища, он будет пытаться ему противостоять. Он сроднится с зачинщиком бунта — этим страшным бородатым вожатым, который станет ему посаженым отцом. Если сон — знак, то сон Гринева — знак судьбы.
Таким знаком предостережения мог бы стать для Родиона Раскольникова его первый сон. Страшась самого слова «убийство», он все время спрашивал себя: «.да разве то будет?» Он сомневался, готов ли совершить худшее из насилий над живым существом. И во сне маленький Родион, плачущий над замученной пьяной толпой лошадкой, будто говорит взрослому Родиону: «Не убий!» Проснувшись, Раскольников спрашивает себя: неужели он возьмет топор и станет бить по голове? Но, увы, этот сон не доказал герою Ф. М. Достоевского, что убийство противно человеческой натуре. И тут мне вспомнилось «хорошее отношение к лошадям» В. Маяковского. Та же толпа, смеющаяся над упавшей лошадью, те же слезы живого существа. И своеобразное видение поэтом гуманизма:
.все мы немножко лошади, Каждый из нас по-своему лошадь.
Но Раскольников находит для старухи-процентщицы другое слово — «вошь», из вшей самая наибесполезнейшая. И снится ему сон, будто бьет и бьет он топором по голове старушонку, а она хохочет да хохочет. Родион и до сна готов ее другой раз убить бы, если б очнулась.
Почему он так много думает о ней? Настоящий герой его теории («пророк», Наполеон) не думает ни о каких старушонках. Он поставил бы поперек улицы батарею и «дул бы в правого и виноватого», не испытывая угрызений совести. А раз Родиону снится старуха-процентщица, значит, у него угрызения совести; значит, «слабак», «тварь дрожащая». Вот этого и не может простить Родион старушонке. Если эти сны отражали борьбу, происходящую в душе героя, то в последнем сне Раскольникова мы слышим самого Достоевского, полемизирующего с теми, кто полагается в поисках гармонии мира на преобразующую силу идей. Эти идеи снились Родиону в виде трихин, микроскопических существ, наделенных умом и волей. Гнездились они в мозгах людей.
Самым страшным для Достоевского было то, что зараженные этими трихинами считали себя самыми умными и непоколебимыми в своей правоте. Писатель не принимал того, что истина могла быть рождена из головы, а не из сердца. И потому зараженные трихинами люди не знали, что есть добро, что есть зло, и убивали друг друга в бессмысленной ярости во имя торжества истины.
Этот сон Раскольникова открывает перед нами заветную мечту Ф. М. Достоевского о том, что спасет мир не блистательная идея, а нравственное перевоспитание человечества.
Почему в романе Ф. М. Достоевского так много болезненных снов? Сон Гринева у Пушкина задает трагическую тональность дальнейшему повествованию. Достоевский снами своего героя не только усугубляет общий мрачный фон повествования, но и спорит, спорит, спорит. Почему же так? Я думаю, разгадка в том, что «Капитанская дочка» — это рассказ автора об исторической трагедии, которая была, а «Преступление и наказание» — предостережение об исторической трагедии, которая может быть.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Значение символических снов Гринева в «Капитанской дочке» А. С. Пушкина и Раскольникова — в «Преступлении и наказании» Ф. М. Достоевского