Смысл жизни по М. Хайдеггеру
Расти — означает раскрываться навстречу широте небес.
Только на медлительном и постепенном росте
зиждется все долговечное и плодотворное,
расти означает — раскрываться навстречу широте небес,
а вместе и корениться в непроглядной темени земли.
М. Хайдеггер
Смысл человеческой жизни есть ни что иное как, философское размышление о цели и предназначенности такого дара человека, как жизнь. Вместе с тем это регулятивное понятие, помогающее человеку достойно и осмысленно прожить свои годы.
Чтобы глубже и подробней разобраться
Согласно религиозному пониманию мира, существование всего сущего (природы, животного мира и т. д.) задумано и создано высшим разумом, иными словами Богом. Человек же, несмотря на свое особое место в природе, так или иначе, является ее частью, а, следовательно, он должен находиться в гармонии с ней. Жизнь его — конечна, как и все его окружающее. Она имеет три основных фазы: детство, зрелость и старость. То есть, иными словами человек,
Но если углубиться в корни его истории, нельзя не обращать внимание на способность человека губить собственную жизнь. И действительно, разве толпы в Древнем Риме не рукоплескали, когда гладиаторы убивали друг друга? Разве язычникам не доставляло неизъяснимую радость, когда первых христиан, завернутых в промасленные ткани, превращали в пылающие факелы? Ницше еще в прошлом веке обнаружил жестокие оттенки проявлений жизни у людей. Он отметил стадное поведение большинства людей и бросающиеся в глаза проявления хищности у властителей. Разве столь удручающее поведение общества свидетельствует о развитии, как о, своего рода, духовном прогрессе, с точки зрения нравственности? Скорее, наоборот, о регрессе. Тогда о каком развитии, как смысле бытия, собственно, может идти речь?
Возможно, все эти рассуждения в значительной мере мрачны, но что делать? Философия и существует, для того чтобы отрезвлять мысль. Но кроме этого, нужно видеть и действительную парадоксальность человеческого поведения. Как говорила героиня французского народа Жанна д, Арк, человек злобен и мерзок. Но вот наступает миг, и тот же самый человек бросается под скачущую лошадь, чтобы спасти чужого ребенка.
Многие философы, в том числе Ж. Ж. Руссо, К. Ясперс, Э. Фромм, А Швейцер, правомерно опирались на лучшие черты и качества человека. Они писали о высотах человеческого духа, о необыкновенном стремлении человека к совершенству. Разве не способен человек на милосердие? Во все времена люди демонстрировали способность к состраданию.
Исходя из такого двоякого понимания сущности человека, стремление к проявлению милосердия и справедливости, по сути, и есть развитие, в своем глобальном смысле. И как следствие из этого, стремление к насилию и к убийству есть нечто ему противоположное.
Таким образом, рост, как своего рода развитие, является неотделимой частью человеческого бытия. А расти — означает раскрываться навстречу широте небес.