Социальные философские и психологические мотивы преступления Раскольникова
(по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)
Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», написанный в 1866 г., затрагивает сложные социальные, философские, морально-этические проблемы, которые волновали писателя не один год.
Уже само название заставляет задуматься: почему Ф. Достоевский так назвал этот роман? Первое слово понятно: Раскольников совершил преступление — убил двух женщин. А «наказание»? В чем оно? Наказание — это осознание самим Раскольниковым губительности теории «сильной личности»,
Что же превратило Родиона Раскольникова в преступника? Что стало мотивом его преступления? Деньги, попытка устроить свою жизнь и облегчить жизнь близких ему людей? Или же созданная им теория и стремление доказать правильность ее на практике, проверить самого себя: может ли он «преступить закон» и на этом основании считать себя личностью «необыкновенной»? Так в судьбе Раскольникова тесно переплелись социальные, философские
Что же сформировало эту теорию, послужило ее основой? Часть ответа на этот вопрос мы находим на первых страницах романа. Родион Раскольников беден, его подавляет эта бедность, чуть ли не нищета. Его жизнь в тесной каморке, где низкие потолки и тесные комнаты «душу и ум теснят», невыносима. Она особенно невыносима для человека, у которого есть чувство собственного достоинства, который мнит себя «высшим существом», способным стоять над людьми и законом. Для осуществления эгоистических мечтаний не хватает малого — денег. У Раскольникова их нет. А совсем рядом — у старушки-процентщицы — лежат деньги, которые ничего не стоит взять. Правда, при этом нужно убить. Но разве он человека убьет Нет, он убьет никому не нужное, вредное существо, недостойное жить на свете. В этом ужасная суть теории Раскольникова: убить, разрешить себе убить «по совести». И оправдание этому он находит в том, что, забрав деньги, он сможет помочь матери и сестре. На примере семьи Мармеладовых он видит, что безысходная бедность ведет человека к моральному преступлению против самого себя. Нищета ставит дилемму: нарушить нравственность — преступно, не нарушить — тоже преступно по отношению к близким. Узнав о судьбе Сонечки, за счет «падения» которой выживает семья и пьет ее отец, Раскольников думает: «Ко всему-то подлец человек привыкает!» Так логика жизни вступает в противоречие с нравственными законами и служит оправданием любого преступления.
Сама идея Раскольникова предполагает выживание и возвышение за счет других. Он, поделив человечество на два разряда — высших и низших, наделив первых правом убивать, убирать со своего пути тех, кто мешает, пытается понять, к какой категории принадлежит он сам. Раскольников наделяет себя правом убивать, причисляя себя к Наполеонам, оправдывая себя тем, что по их вине погибли тысячи, а он-то покушается на жизнь всего одного человека ради, как ему думается, благополучия многих. Он идет с топором к старухе, сомневаясь и не веря до последнего момента в то, что он «это» совершит. Даже самому себе он не хочет признаться, что идет убивать, чтобы проверить действенность своей теории