Читая Достоевского

Во все времена существует и будет существовать понятие общественной морали — определенный набор правил и норм поведения, он во многом определяется той эпохой, в которую выпало жить. Все мы живем в обществе, зависим от него, приспосабливаемся к нему и с детства впитываем те устои, которые в данном обществе существуют. Но вместе с общественными нормами всегда существовали и будут существовать люди, которые не хотят согласиться с существующими правилами, восстают против них и стремятся создать правила новыз — для всех людей или для себя

одного. Проблемы общественной морали, взаимоотношений человека и общества всегда находились в центре внимания русской литературы. Ф. М. Достоевский является одним из тех писателей, которые заставляют читателей задуматься об общественной природе человека.
Тонкий психолог, философ, исследователь человеческой души, Федор Михайлович Достоевский непрерывно анализирует поступки и мотивы поступков своих героев. Что таится в потаенных уголках души человека? Каждый из людей — это средоточие, загадочное сочетание хорошего и плохого, доброго и зловещего, честного и подлого. Писатель старается понять, насколько сильно
среда влияет на человека и что может помочь человеку противиться влиянию окружающей среды.
Герои Ф. М. Достоевского — люди, чувствующие себя «униженными и оскорбленными», обиженными на жизнь. В душе наиболее сильных героев — таких, как Родион Раскольников, — возникает стремление взять от жизни то, что они недополучили, то, чего они были лишены в силу внешних обстоятельств. Писатель согласен: нищета, общественная несправедливость настолько велики, что нельзя осудить Соню, продающую свое тело ради своей семьи, или Дуню, собирающуюся выйти замуж за нелюбимого человека во имя благополучия брата. Можно простить внешний грех, если он оправдан внутренней чистотой, ибо только великие страдания приводят к очищению души, к познанию Бога. Да, общество называет поведение Сонечки преступным, но не закрывает ли оно при этом глаза на другие, более серьезные преступления?
Родион Раскольников тоже задумывает свое преступление — убийство старухи — ради счастья других людей. Но даже он сам в какой-то момент начинает понимать, что это лишь отговорка, способ успокоить свою совесть. ТЕОРИЯ — вот что на самом деле движет им: проверить, может ли он совершить этот поступок, относится ли он к числу тех великих людей, которым дозволено в жизни больше, чем обыкновенным людям, тем «тварям дрожащим», которых так презирает герой Федора Достоевского. И писатель убедительно, шаг за шагом, доказывает всем нам, что никакое убийство не может быть оправдано теорией, какой бы красивой и стройной она ни казалась. Только одна теория, один великий закон может быть мерилом поступков человека — великий закон нравственности, основанный на христианской религии, на стремлении к поиску в себе Бога. Кто вправе решать, имеет ли ценность жизнь конкретного человека, или нет? А вдруг этой ничего не значащей, с точки зрения другого человека, личностью, которую можно безболезненно убить, окажется твоя мать, сестра, ребенок? Только Бог, считает Достоевский, имеет право распоряжаться судьбами людей. Ставить себя на место Бога — это ли не величайшее из преступлений, ведь следствие этого — полная безнаказанность, вседозволенность и потеря человеком всех моральных норм. И людей, которые это не понимают, ждет страшный конец. Мучится от угрызений совести Родион Раскольников, не находя сил простить

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Читая Достоевского