Явление атавизма в образе Беликова героя рассказа «Человек в футляре»
Наиболее ярко она выражена в образе Беликова, «героя» рассказа «Человек в футляре». Буркин характеризует его как «явление атавизма, возвращение к тому времени, когда предок человека не был еще общественным животным и жил одиноко в своей берлоге». Беликов боится действительной жизни и стремится спрятаться от нее. По существу, он — несчастнейший человек, отказывающий себе во всех радостях. Однако он отравляет жизнь не только себе, но и окружающим. Ему ясны только циркуляры, запрещавшие что-нибудь, а всякие позволения вызывают
Беликов — фигура карикатурная, напоминающая сатирические образы Щедрина, но беликовщина — реальное явление, характерное для эпохи Александра III. Недаром и слугой Беликова был полоумный Афанасий, постоянно бормотавший: «Много уж их нынче развелось!» Под «ими» Афанасий, по-видимому, подразумевал интеллигентов, на которых натравливало
Внешне совсем не похож на Беликова Николай Иваныч Чимша-Гималайский, жизнь которого описывает его брат Иван Иваныч в рассказе «Крыжовник». Николай Иваныч, служивший в канцелярии, много лет мечтал о свободе деревенской жизни. Он копил деньги, чтобы купить усадьбу, и почему-то непременно хотел выращивать в ней крыжовник. Ради этого он, уже немолодым человеком, женился на некрасивой вдове, у которой были деньги, и за три года своей скупостью свел ее в могилу. Наконец мечта его сбылась: он приобрел имение, посадил крыжовник и был совершенно счастлив. Но это тупое, скотское счастье привело в ужас Ивана Иваныча, навестившего брата в его усадьбе.
На примере брата Иван Иваныч понял, как не нужно жить, и осудил также свое прошлое: «Я тоже за обедом и на охоте поучал, как жить, как веровать, как управлять народом. Я тоже говорил, что ученье свет, что образование необходимо, но для простых людей пока довольно одной грамоты. Свобода есть благо, говорил я, без нее нельзя, как без воздуха, но надо подождать. Да, я говорил так, а теперь спрашиваю: во имя чего ждать?» И он призывает Алехина и Буркнна не примиряться с действительностью: «.если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом».