«Вишневый сад» как вершина драматургии А. П. Чехова

Пьеса «Вишневый сад» была написана Чеховым в 1903 году, когда все сословия в России ощущали определенную неудовлетворенность жизнью, ждали крупных и решитель­ных общественных перемен. И в своем последнем произ­ведении Чехов размышляет о судьбе России, ее будущем. «Вишневый сад» называют лебединой песней писателя, и в этом произведении особенно полно проявилось его нова­торство.
Сюжет пьесы довольно несложен, поскольку все дей­ствия разворачиваются вокруг вопроса, кому достанется вишневый сад. Этот образ-символ сада объединяет

вокруг себя героев пьесы, поскольку является своеобразным воп­лощением их прошлой, настоящей или будущей жизни. По мере развития сюжета постепенно раскрываются и ха­рактер персонажей пьесы, и эта неспешность, неторопли­вость позволяет автору показать внутреннюю конфликт­ность человеческой души.
У Раневской с вишневым садом связано все важное и значительное в ее личной жизни: воспоминания о матери и о своем детстве, о смерти любимого ребенка, о собствен­ной запутанности и поисках выхода: «Ведь я родилась здесь. здесь жили мои отец и мать, мой дед, я люблю этот дом, без вишневого сада я не понимаю своей жизни, и если
уж так нужно продать, то продавайте и меня вместе с садом». Добрая, по-детски наивная и какая-то беспомощ­ная, Раневская, кажется, больше всех остальных обеспоко­ена продажей дома с садом за долги, но ни она, ни ее мечтательный и такой же сентиментальный брат Гаев не предпринимают решительно ничего, чтобы избежать этой продажи. Их поступки иногда нелепы, иногда забавны, но и им присуща особенность, свойственная почти всем геро­ям пьесы: органичное соединение комического и трагичес­кого. У Раневской и Гаева это происходит оттого, что они уже отжили свой век, их время заканчивается, и это мож­но почувствовать по их речи, поведению. Сложен и противоречив образ Лопахина, который ста­новится новым хозяином сада и дома. Этому человеку присущи многие черты нового времени: деловая хватка, сметливость, сообразительность. Но он в то же время добр, умеет сопереживать, поскольку настойчиво предлагает Гаеву и Раневской единственный, на его взгляд, хоть и ко­щунственный для них, способ спасения родового имения: сад вырубить, а землю разбить на дачные участки. Имея «тонкую, нежную душу», Лопахин поневоле становится дель­цом, «хищным зверем», ведь его предки были крепостными, у него нет крепкой, надежной опоры под ногами, посколь­ку он сам отвечает за себя. Его надежда, его спасение — постоянный труд.
Будущее представлено в пьесе в образах Пети Трофи­мова и Ани. Петя — честный, трудолюбивый студент, но он обладает, и комическими чертами. Не зря же его на­граждают прозвищами «недотепа», «облезлый барин». Од­нако именно он, со своими новыми взглядами, раскрывает Ане страшную и трагичную сторону поэзии вишневого сада, рассказывая о ее предках-крепостниках. И Аня принима­ет его сторону, готовясь к будущей борьбе и труду, которые помогут ей построить новую, лучшую жизнь: «Мы поса­дим новый сад, роскошнее этого. Здравствуй, новая жизнь!»
Все герои «Вишневого сада» изображены автором с лег­кой насмешкой, но без сарказма. Однако, несмотря на то что сам Чехов считал пьесу «комедией, местами даже фар­сом», в ней присутствуют и глубоко лирические, и социально-психологические, и остродраматические моменты, кото­рые заставляют нас временами воспринимать пьесу как трагедию. Но именно это и делает пьесу «Вишневый сад» не просто новаторской, но и вневременной, благодаря чему она и сегодня не сходит с подмостков театров.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: «Вишневый сад» как вершина драматургии А. П. Чехова