Метафора воды как отражение нравственного поиска героини в пьесе «Чайка»
Образ Чайки низменно сопутствует образ воды: у Чехова — озеро. Как указывается в энциклопедии «Мифы народов мира», вода — одна из фундаментальных стихий мироздания. В самых различных языческих верованиях вода — первоначало, исходное состояние всего сущего, эквивалент первобытного хаоса. Вода — это среда, агент и принцип всеобщего зачатия и порождения. Вода как «влага» вообще, как простейший род жидкости выступил эквивалентом всех жизненных «соков» человека. С мотивом воды как первоначала соотносится значение воды
И ритуальное омовение — как бы второе рождение. В тоже время водная бездна или олицетворяющее эту бездны чудище — олицетворение опасности или метафора смерти. Соединение в мифологии воды мотивов рождения и плодородия с мотивами смерти находит отражение во встречающихся во многих фольклорных сюжетах различия живой и мертвой воды, животворящей небесной воды и нижней, земной соленой воды, непригодной для питья и орошения. Как бездна хаоса, вода — зона сопротивление власти бога — демиурга. Наконец, являя собой начало всех вещей, вода знаменует их
В сознании любого человека вода ассоциируется с жизнью, с чем-то чистым, с омовением при крещении. Вероятно по этому нашу героиню — чайку так манит к себе вода. Но вода — стихия изменчивая, стихия, скрывающая в себе многие тайны. Вода — это жизнь, в тоже время это и смерть, черная бездна, в которую так и тянет заглянуть, испытать судьбу, очутившись наедине с непредсказуемой стихией. Озеро в пьесе — это больше чем пейзаж, театральная декорация. «Отчего люди не летают? .» — говорит Катерина из «Грозы». Героиня «Чайки» также собралась взлететь на крыльях любви, но обломала крылья. С чайкой сравнивает себя Чеховская Нина Заречная, с чайкой убитой равнодушной рукой. Так встал образ вольной птицы в произведении русского драматурга, птицы, поднявшейся над бытом и погубленной физически и морально. Нина Заречная, появляясь впервые, говорит Треплеву: «.меня тянет сюда к озеру, как чайку .мое сердце полно воли.». Нину тянет к воде, которая способна смыть, очистить грязь не только с тела, но и с души, дать новых сил, возродить духовно.
В финале героиня снова приходит к воде. Нина снова приходит к озеру, к Треплеву и снова — сбиваясь и путаясь в словах — сравнивает себя с чайкой: «Я — чайка». В сущности, по наблюдениям З. С.Полярного, «действия пьесы развертываются между двумя приходами Нины — чайки к озеру»