В одном из писем Чехов сознается, что толстовская философия с ее теорией непротивления владела им лет шесть-семь. Однако уже в начале 90-х годов Чехов не только бесповоротно порывает с толстовством, но и решительно осуждает его. Особенно сильное выражение это нашло в повести “Палата № 6” (1892). Герой “Палаты № 6”, доктор Рагин, проповедует толстовское успокоение в_ самом себе и самоусовершенствование. Сам он человек чрезвычайно мягкий и деликатный, но, благодаря его мягкости и пассивному отношению к социальному злу, в больнице, которой он заведует, творятся преступления: больных морят голодом, заражают болезнями, избивают; особенно ужасно положение душевнобольных, заключенных в палате № 6.
Больной палаты № 6 Иван Дмитрич выступает критиком теории непротивления, “неделания”, называет ее “не философией”, а ленью, факирством, сонной одурью. К чему приводит Рагина вера в нравственное усовершенствование и непротивление? Он на собственном опыте убеждается, что внутренней свободы для человека не может быть без свободы внешней’ Попав за решетку палаты № б уже в качестве больного, жестоко избитый сторожем, Рагин постигает нелепость своей теории непротивления. В отчаянии он хватается руками за решетку и трясет ее, но решетка не поддается-Рагин умирает от разрыва сердца. “Палата № б” прогремела на всю Россию. В. И. Ленин, прочитав ее в юности, был потрясен, так как чеховская “Палата № 6” напоминала Россию с ее мрачным тюремным режимом. В воспоминаниях А. И. Елизарова пишет: “Остался у меня в памяти разговор с Володей о появившейся в ту зиму в одном из журналов новой повести А. Чехова “Палата ЛГ” 6″ Говоря о талантливости этого рассказа, о сильном впечатлении, произведенном им – Володя вообще любил Чехова, – он определил всего лучше это впечатление следующими словами: – Когда я дочитал вчера вечером этот рассказ, мне стало прямо-таки жутко, я не мог оставаться в своей комнате, встал и вышел. У меня было такое ощущение, точно и я заперт в “Палате № 6”.
Чехов порвал с толстовством во имя прогресса и культуры. Он писал...

потом: “Расчетливость и справедливость говорят мне, что в электричестве и паре любви к человеку больше, чем в целомудрии и воздержании от мяса”. Та же идея осуждения толстовства звучит и в рассказе “Крыжовник” (1898). Центральная фигура рассказа-чиновник Чимша-Гималайский. Он всю жизнь жил одной мечтой – купить усадьбу, где он мог бы развести свой крыжовник. Мечта эта осуществилась. Но во что превращается Чимша-Гималайский? Обладание собственностью перерождает этого маленького чиновника, сына солдата. Он, теперь уже землевладелец, помещик, начинает барственно рассуждать о необходимости телесных наказаний для крестьян. Он целиком уходит в мир хозяйственных забот об усадьбе и постепенно превращается в тупого, самодовольного обывателя, равнодушного ко всяким духовным и общественным интересам.
Это равнодушие сытых к голодным, мрачными красками изображенное в произведении, дает повод автору снова страстно обрушиться на толстовство. Оно обрекало людей на замкнутость, эгоизм. Человеку нужно не это, нет! “Человеку нужно не три аршина земли; не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа”. Задача и обязанность человека – не пассивный уход в мир своего я, а борьба с общественным злом, движение вперед, жизнь во имя общественных интересов. Такова идея рассказа “Крыжовник”, Чехов не мог обойти еще одной распространенной теории 80-90-х годов – теории “малых дел”.
“Наше время – не время великих задач!” – звучало в настроении эпохи. Основной задачей интеллигенции провозглашалось в это время выполнение скромного, маленького дела для народа, завоевание для него хотя бы некоторой культуры и прежде всего – грамотности.
Чехов глубоко верил в прогресс, ему казалось, что будничная работа “культурников” когда-то, через много лет, принесет необходимые плоды Но и эту теорию “малых дел” он отбрасывает. Герой его рассказа “Дом с мезонином” (1896), художник, полемизируя с “культурницей” Лидой, последовательно отвергает нужность всех “малых дел”, ибо, с его точки зрения, масса сил в этом случае уходит на вредное дело – на починку негодной в целом государственной системы самодержавной России.




1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Сочинение на тему произведения “Палата № 6”