Сочинение на тему повестей “Моя жизнь” и “Случай из практики”

Коснемся еще двух произведений, очень важных для понимания эволюции настроений Чехова во второй половине 90-х годов: “Моя жизнь” и “Случай из практики”. “Моя жизнь” (1896)-повесть об интеллигенте, ищущем и честном, который увлекся толстовством и решил жить физическим трудом, считая интеллектуальный труд ненужным и безнравственным. Порвав с семьей и своим кругом, он идет по пути “самоусовершенствования”, найдя и попутчицу – талантливую, жизнерадостную девушку. Однако очень скоро они убеждаются, что “строят здание на песке”. Попытки их подействовать примером на окружающее крестьянство, черпая в свою очередь опыт мудрости из глубины народного быта, приводят лишь к полному непониманию обеих сторон, а позже и к озлоблению. “Опрощение” терпит крах. Они подводят итог: опрощение – нелепость, ибо “если ты работаешь, одеваешься и ешь, как мужик, то ты своим авторитетом как бы узаконяешь эту их тяжелую, неуклюжую одежду, ужасные избы.
С другой стороны, допустим, что ты работаешь долго, очень долго, всю жизнь, что в конце концов получаются кое-какие практические результаты не. что они могут сделать против таких стихийных сил, как гуртовое невежество, голод, холод, вырождение? – капля в море! Тут нужны другие способы борьбы, сильные, смелые, скорые! Если в самом деле хочешь быть полезен, то выходи из тесного круга обычной деятельности и старайся действовать сразу на массу!”
Итак, Чехов отбрасывает толстовство и теорию “малых дел”. Все чаще в его творчестве появляются призывы к каким-то иным методам борьбы за изменение жизни. Повесть “Моя жизнь” интересна еще тем, что здесь автором отражена жизнь русского пролетариата (правда, не индустриального, а ремесленного: маляров, чернорабочих), отражено униженное положение рабочих в обществе. “В лавках нам, рабочим, сбывали тухлое мясо, леглую муку и спитой чай; в церкви нас толкала полиция, в больницах нас обирали фельдшера и сиделки. на почте самый маленький чиновник считал себя вправе обращаться с нами, как с животными. Само собою, ни о каких наших правах не могло быть и речи, и свои заработанные деньги мы должны были всякий раз выпрашивать как милостыню, стоя у черного крыльца без шапок”. Вопрос о пролетариате и его великих перспективах обойден Чеховым. Возможно, это произошло потому, что Чехов писал, всегда тщательно изучив “натуру” – материал своего творчества; но по условиям жизни ему не пришлось войти в непосредственное соприкосновение с бытом индустриальных рабочих. Однако стремления вскрыть основные противоречия эпохи побудили Чехова обратить внимание на капитализм в его наиболее характерном проявлении – крупной индустрии. Этой теме посвящен рассказ “Случай из практики” (1898).
Чехов называет здесь капитализм “диаволом с багровыми глазами”, который “владеет рабочими и хозяевами и обманывает тех и других”. Правильно отметив гибельное действие капитализма на рабочих и владельцев, Чехов верит в утопию, будто это “недоразумение” все же разрешится: сами капиталисты придут к пониманию нелепости капиталистической системы и “уйдут”; и тогда “хорошая будет жизнь лет через 50”.
Жизнь в деревне убога материально и духовно. Постоянное недоедание грозит ей полным вырождением; огромна в ней детская смертность, к которой уже равнодушны родители: даже пищи, самой дешевой и грубой, у них не хватает. Правительство безжалостно выколачивает недоимки, а его представители в деревне относятся к крестьянству с глубоким презрением. Невежество,- жестокость, особенно по отношению к женщинам, детям, пьянство, разврат, попрошайничество как черта рабства и следствие нищеты _ таковы черты, характеризующие русскую деревню у Чехова. Повесть “Мужики” была двойным ударом: по толстовству, с его призывом “опроститься” до мужика “и учиться у него, и по остаткам народничества, с его идеализацией мелкособственнического крестьянства. Расслоение деревни писателем показано мало, но общая картина крестьянской жизни нарисована ярко и сильно. “В овраге” (1900)-повесть о кулацкой семье. Жизнь кулаков изображена Чеховым в ряде произведений (“Бабы”, “Холодная кровь”, “Кулацкое гнездо”), но повесть “В овраге” является наилучшей из них по полноте и завершенности. Все внешнее благопристойно и мирно в доме Цыбукина, сельского кулака. Жена его даже занимается благотворительностью, подкармливая нищих и странниц: “Милостыня ее действовала в эти тягостные туманные дни, как предохранительный клапан в машине”. Но внутри семьи кипит напряженная, деятельная жизнь хищников. Цы-букин имеет официально бакалейную лавку, но тайно ведет торговлю водкой, принимает в заклад вещи, даже краденые, занимается ростовщичеством, спекулирует хлебом, лесом. Вся округа в его руках. В результате его деятельности “в грязи валялись фабричные, одурманенные плохой водкой, и грех, казалось, сгустившись, уже туманом стоял в воздухе”.
Душа этого кулацкого гнезда – невестка старика, Аксинья, красивая, энергичная женщина, но безжалостная, как “гадюка”. В своем яростном стремлении к обогащению она подавляет всех окружающих, поражая жестокостью даже хищника Цыбукина, выгнанного ею под старость из его собственного дома. Она убивает маленького ребенка, возможного сонаследника, обварив его кипятком, и становится во главе “дела”, расширяя и укрепляя его. Позже она – уже крупная землевладелица, пользующаяся опасливым почтением к ней окружающих, как к сильному хищнику.




1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Back for christmas.
Сейчас вы читаете: Сочинение на тему повестей “Моя жизнь” и “Случай из практики”