Основной конфликт пьесы Чехова “Вишневый сад”

Тогда человек станет лучше, когда
Мы покажем ему, каков он есть.
А. П. Чехов
Как понятны были конфликты в классических пьесах до Чехова: Гамлет и Клав­дий, Чацкий и Фамусов, Катерина и Кабанова. У Чехова все не так. Не знаешь, кому сочувствовать. Все они вроде бы неплохие люди: Раневская, Лопахин, Трофимов.
Но почему же они не понимают друг друга? Кто виноват, что их хорошие чув­ства, душевное расположение друг к другу не согревают, не радуют, а жизнь так и остается серой, грязной, пошлой и несчастной? Нет виноватых, как нет и прямых противников в пьесе. Чехов не любит противопоставлять друг другу своих героев.
Они живут сами по себе. Не любит он и открытого морализаторства. Никогда бы Чехов не написал в конце пьесы: “Вот злонравия достойные плоды!” Это пусть зритель скажет, автор же только помогает читателю разобраться в произведении.
Трудно понять Раневскую? Посмотрите на ее слуг. Дуняша пытается копиро­вать свою госпожу, получается карикатура. Но к Дуняше Чехов еще снисходите­лен. Все ее попытки казаться образованной вызывают только смех. Но не хочется смеяться, глядя на Яшу. Трудно найти в творчестве Чехова образ, обрисованный с таким откровенным презрением. Не смешон, а гадок Яша, когда читает пропове­ди плачущей Дуняше: “Что же плакать? Ведите себя прилично, тогда и не будете плакать”. Конторщик Епиходов более симпатичен, но настойчивая демонстрация “образованности” раздражает и тревожит. Чехов подводит к мысли: надвигается грозная опасность бездуховности. Вот пропойца-прохожий цитирует стихи из Надсона, Некрасова; Лопахин коверкает имя шекспировской героини (“Охмелия!”), Епиходов, пародируя Гамлета, размышляет: “Жить мне али застрелиться.” А тут еще Дашенька, дочь Симеонова-Пищика, утверждает, что “величайший. знаме­нитейший” философ Ницше говорит, будто фальшивые бумажки делать можно. Все это вовсе не смешно.
К героям своим Чехов относится чрезвычайно требовательно. Лучшие герои Че­хова – люди душевно тонкие и деликатные, они живут глубокой и сложной внут­ренней жизнью, а главное – несут в себе высокую культуру. В “Вишневом саде” нет ни одного положительного героя. Его нет и в знаменитом гоголевском “Ревизоре”, но Гоголю было жаль, что никто не заметил честного лица в его пьесе: “Это честное, благородное лицо был – смех”. У Чехова единственным положительным героем выступает символический образ вишневого сада. Главный конфликт пьесы строится вокруг него. Вишневый сад олицетворяет собой красоту, счастье, родину, культур­ные ценности, которые надо сохранить. Развертывая действие на фоне вишневого сада, Чехов как бы взвешивает, достойны ли его герои окружающей красоты. Попут­но возникает другой конфликт, связанный с прошлым и будущим.
Для Раневской и Гаева, представителей прошлого, вишневый сад – это единствен­ное место на земле, где они еще могут чувствовать себя дома. Здесь они счастливы. Здесь привиделась Раневской покойная мать. В пьесе Чехова призрак покойной ма­тери видится только Раневской. Только она способна уловить в белом вишневом дерев­це что-то знакомое, напоминавшее о материнской ласке, неповторимом детстве, о кра­соте и поэзии. Кажется, образ матери для того и является, чтобы напомнить о прошлом и предупредить катастрофу. Но тщетно. Именно Раневская и потратила на любовни­ка все те деньги, которые должны были пойти на уплату процентов. Мало того, она и сейчас забирает в Париж все деньги, присланные бабушкой для Ани. “Да здрав­ствует бабушка!” – это восклицание не красит Раневскую, в нем слышится не толь­ко отчаяние, но и открытый цинизм.
Время настоящее представляет в пьесе Ермолай Лопахин. Ему тоже нравится имение, “прекрасней которого ничего нет на свете”. Но зачем Лопахину поэзия? Главное для него – личное самоутверждение и выгода. И он приказывает рубить сад, не дождавшись даже отъезда бывших хозяев.
Аня и Петя Трофимов, молодые представители будущего, оставляют вишневый сад без сожаления, надеясь, что посадят новый, еще более прекрасный. Однако у читателя закрадывается сомнение: где, когда и за какие деньги они это сделают? По отношению к вишневому саду все герои – по различным причинам – выступа­ют как единая сила, губящая красоту.
Со дня первой постановки “Вишневого сада” прошел не один десяток лет, а пьеса эта не сходит со сцены театров. Русская классика помогает нам противостоять безду­ховности, сытому довольству, обожествлению материального достатка. Было бы очень хорошо, если бы девизом всех людей стали известные чеховские строчки: “В челове­ке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли”.




1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Особенности творчества шолохова.
Сейчас вы читаете: Основной конфликт пьесы Чехова “Вишневый сад”