15 мая 1891 года в Киеве, в семье учителя духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова, который служил в киевской цензуре, родился сын Михаил. Мать, Варвара Михайловна, была сильная, волевая женщина, на которую легло все бремя воспитания детей (кроме Михаила, в семье было еще 6 детей). В 1907 году умирает отец. Михаил Булгаков получил замечательное образование в Первой Александрийской гимназии. В 1909 году поступает на музыкальный факультет Киевского университета. В 1913 году Михаил Булгаков вступает в брак. Первая мировая война заставила Булгакова пойти работать в полевые госпитали. В сентябре 1916 года Булгакова отозвали с фронта и направили заведовать земской Никольской сельской больницей. Впечатления от врачебной практики легли в основу его первой книги «Записки юного врача» (1925-1926 г. г.).
В октябре 1919 года он находился в составе деникинских войск на должности начальника медицинской службы во Владикавказе. В 1921 году Булгаков переезжает в Москву, где работает секретарем литературного отдела Главполитпросвещения. В середине 20-х годов Булгаков становится достаточно известным. Его фельетоны регулярно публиковали в печати. В мае 1926 года в связи с закрытием журнала «Россия», в котором он печатался, у Булгакова был сделан обыск. Были изъяты рукописи «Собачьего сердца» и дневники. Лишь через 3 года ему все вернули. В 1929 году ситуация вокруг Булгакова резко ухудшается. Ранние повести и рассказы Булгакова имели успех у читателей, но их резко встретила критика. В том же, 1929 году, Булгаков начинает работать над первой редакцией романа «Мастер и Маргарита». В октябре 1936 года Булгаков становится либреттистом и переводчиком Большого театра.
С переходом в Большой театр улучшилось материальное положение писателя. Отпала потребность думать о завтрашнем дне. Но автор страдал от невозможности ставить свои пьесы. Он говорил: «За последние 7 лет написал 16 произведений, и все они погибли. Наивно было бы думать, что пойдет семнадцатая, восемнадцатая или девятнадцатая». Михаил Булгаков владел не только сатирическим, но и редчайшим лирическим даром. Позднее Булгаков пишет пьесу о Пушкине «Последние дни» (1935), в которой снова, как и в романе «Мастер и Маргарита», обращается к теме «художник и власть».
«Киев у Булгакова не в изображении родного города,- не в названиях киевских реалий, вообще не в «теме», — он в самой структуре мышления писателя, в типологии его творчества. Его модель мира была киевоцентричной. Он, если можно так выразиться, мыслил Киевом», — пишет Мирон Петровский в своей книге «Мастер и огород. Киевские контексты Михаила Булгакова». Присутствие Киева в структуре мышления и типологии творчества писателя в самом деле может и не «задавать» наличие в тексте киевских реалий. Только о каких бы городах не писал Михаил Афанасьевич, все они — Москва,...

Иерусалим и даже Париж — кажутся двойниками Киева-Града, которые случайно забрели в чужие земли. Так, в «Театральном романе» («Записках покойника») Максудову указывают на имеющийся в его романе киевский пейзаж («звездные ночи украинские», «рокот Днепра», «запахи акации» и «серебристые тополя»), но всего этого, как утверждает Максудов, в его романе совсем нет.
Тополей, акаций и звездных украинских ночей у Максудова в «Черном снеге» в самом деле нет, однако Киев и киевская тема есть. Только она, как и у самого Булгакова, в другом — в ощущении катастрофы, которая надвигается, в апокалипсических мотивах, в зареве за окнами и крови на снегу. И эта апокалиптика связана с тем, что, как считает Мирон Петровский, во всех своих текстах Булгаков рассказывает о гибели города — это одновременно и Киев, и Иерусалим, и Рим.
Любителей прямолинейного патриотизма такая многогранность и эклектичность булгаковского Киева может шокировать, особенно если поставить в этот ряд еще и Москву, но киевлянин Булгаков именно поэтому киевлянин в полной мере, что ко всему еще и космополит. И мир видится ему в виде огромного Города, на который со всех сторон надвигается хаос, который угрожает поглотить его. Помните, в «Мастере и Маргарите»: «Тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город.».
Это интересно! Известно шесть редакций романа «Мастер и Маргарита». Сперва М. Булгаков хотел написать «роман о дьяволе» — сатирическую фантасмагорию со вставной новеллой о Христе и Пилате. Варианты названий романа были такие: «Черный маг», «Копыто инженера», «Жонглер с копытом», «Сын В(.)», «Гастроль (Воланда)», «Инженер с копытом» и т. п. В 1931-1932 годах в роман вошли образы Мастера и Маргариты, а в 1937-1938 годах появилось окончательное название — «Мастер и Маргарита».
В произведении поднимаются важнейшие моральные и философские проблемы: свобода и насилие, художник и власть, смысл бытия человека, духовная сущность мира, любовь, назначение личности и выбор ее позиции. Показана духовная деградация общества в культурно-историческом контексте, человека и всего мира. Этой главной теме подчинены другие: история гибели Иешуа Га-Ноцри, трагическая судьба мастера и его романа, жизнь Ивана Бездомного, приключения Воланда с его свитой и др. М. Булгаков болезненно переживает, что мир утратил свою духовную сущность, люди забыли о Боге, о вечных ценностях. По его мнению, противопоставить любому насилию можно лишь одно — силу духа человека, его творчество, внутреннюю свободу.
Поэтому в романе утверждается идея высоких человеческих ценностей — добра, справедливости, любви, свободы. Иешуа, Мастер и Маргарита воплощают идею непобедимости личности, которая осознала силу своего творчества и внутренней свободы. Души любимых героев М. Булгакова неподвластны ни дьяволу, ни земной власти. И это должно стать гарантией будущего духовного возрождения мира.



1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Загрузка...

Жизнь и творчество Михаила Булгакова