Мироздание Александра Солженицына («Архипелаг ГУЛАГ»)
Наш современник, возмутитель спокойствия в застойное лихолетье, изгнанник с неслыханной мировой славой, один из «зубров», литературы русского зарубежья, Александр Исаевич Солженицын соединяет в своем личностном облике и творчестве многие тревожащие наше сознание начала.
«Архипелаг ГУЛАГ» многими определяется как роман, тогда как сам автор определил его как «опыт художественного исследования». «Вселенная» в «Архипелаге ГУЛАГ» подчеркнуто полицентрична, в ней нет Гулливеров и лилипутов, героев и негероев, все ее
Солженицын — не первооткрыватель страны-чудовища, власти хищника. Предтечей подобного изображения безжалостного животного миропорядка можно считать Радищева с его эпиграфом к «Путешествию»: «Чудовище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй». Но. возведением этого образа в статус вселенского русская литература обязана «Архипелагу ГУЛАГ». В неприемлемой автором ГУЛАГовской вселенной над полюсами различной, высоты — небо, далекое, от образа небесной чистоты, традиционного для прошлого века. Порхающие в нем люди-птицы скорее легкомысленны, чем свободны» и участью своей недалеки от заземленных людей-кроликов, удел которых — погибнуть от чудовищ Архипелага, возглавляемого Драконом.
«Драконоцентрическая вселенная» населена массой живых существ, строго распределенных по двум полюсам, составляющим огромный невиданный зверинец, одну фантастическую драму, где роли «намечены» чудовищной режиссурой. Граждане, этого «уродливого мира» оказываются трагически ввергнутыми в зверинец Дракона, в его поглощающий актеров театр. Те же, кто пытается отторгнуться от чудовища хотя бы духовно, силами внутренней своей жизни, черпают их в «интимном» общении с другой вселенной, идеальна авторской.