Странник Лескова
«Очарованный странник» является одной из интересных и своеобразных повестей Н. С. Лескова». Первоначально повесть называлась «Русский Телемак», что подчеркивало национальный характер героя и трудность его судьбы. Известно, что Телемак — сын Одиссея. Лесков хотел, вероятно, создать отечественную «Одиссею».
И действительно, где только не побывал Иван Северьянович Фля-гин! И в орловских поместьях, и в Пензе, и на ее пригородных восточных ярмарках, и в степях Заволжья, и на астраханских солончаках, и в Макарье-ве под Нижним
Вторым названием повести стало «Черноземный Телемак». Сохраняя приключенческую линию повествования, Лесков хотел подчеркнуть народность, демократизм своего героя, человека «от земли», крепостного. Но и это название было изменено. Окончательный его вариант — «Очарованный странник» — делает акцент сразу на два слова: «странник» и «очарованный». Наше внимание переносится с приключений
Ведь странник — это не турист, не искатель приключений, не охот- ник к перемене мест. Это тот, кто ищет правду, истину, докапывается до смысла жизни, как это делали герои некрасовской поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Не зря Флягина часто одолевают «думы», а прозвище его — Голован.
Тяжкие испытания, страдания и горести ждут героя на его нелегком пути. Это настоящее «хождение по мукам», как сказано в Библии. Но необычность лесковского странника состоит в том, что он «очарованный», он живет не столько умом, сколько чувствами, многое переживая, эмоционально откликаясь на различные явления и стороны жизни. Не случайно сам он считает себя «восхищенным человеком». Князь называет его «артистом», а слушатели на пароходе лестно отзываются о нем как об «очарованном богатыре». Это определение по-настоящему оправданно. Уже в первой главе взору пассажиров предстает «в полном смысле слова богатырь, и притом типично русский богатырь — простодушный, добрый, напоминающий Илью Муромца» . Но важно не только внешнее сходство, а то, что вся его жизнь, его поведение в преодолении несчастий исполнены богатырским подвигом.
Герой Лескова, обладая огромной физической силой, в то же время отличается поразительной нравственной мощью, храбростью, отчаянной дер зостью, готовностью в любой момент пойти на риск, подвиг. Его отличает необыкновенная стойкость, сопротивляемость невзгодам, живучесть. Он говорит себе: «Всю жизнь свою я погибал и никак не мог погибнуть». И это действительно так. Достаточно вспомнить случай, когда он проваливается с лошадьми в пропасть, или эпизод, когда он бросается в ледяную воду под татарские пули, или страницы его жизни, связанные с азиатским пленом. Богатырство и внутренняя безмерная сила помогают ему оставаться живым и невредимым.
Иван Северьянович становится символом своего народа, самой России. Не зря о нем сказано в повести: «Русский человек со всем справится». Возникает такое ощущение, что сама история страны стоит за Флягиным: кочевье народа, конные переходы, татарское иго, крепостничество, походы на Каспий, войны с горцами на Кавказе, религиозные искания. И все вбирает он в себя. Когда он слышит голос духа: «Ополчайся», он собирается идти воевать. Он признается слушателям: «Мне за народ очень помереть хочется».
Повесть Н. С. Лескова не только о героическом, но и о прекрасном. Ведь чтобы быть готовым мужественно отстаивать свое Отечество, надо уметь видеть и ценить его красоту. А Флягину это дано в высшей мере. Ивана Севе-рьяновича, артиста и художника в душе, прежде всего покоряет природа. Когда он попадает к монахам, он восторгается дорогой, по краям которой выросли «саженные березы», «и от тех берез такая зелень и дух, а вдаль полевой вид обширный. Словом сказать — столь хорошо, что вот так бы при всем этом и вскрикнул.» Это детское воспоминание он пронес до своих поздних лет. А вот как он рассказывает о курской ночи: «По небу звезды как лампады навешаны, а понизу темнота такая густая, что словно в ней кто-то тебя шарит и трогает». Даже в плену он может залюбоваться степью: «Ко-. выль белый, пушистый, как серебряное море, волнуется». Восхищается Фля-гин и всякой живностью, встречаемой им. Таково его увлечение голубями. Какие нежные слова находит он для них: «Голубь был глинистого пера, а голубочка беленькая, и такая красноногенькая, прехорошенькая!»
Иван Северьянович волею судьбы оказывается нянькой ребенка, и нет границ его привязанности к маленькой девочке. Это слабое существо Флягин защищает сколько может, пока не приходит время отдать его матери. Странник способен оценить по достоинству чужие нравы и обычаи, совершенно не разделяя при этом взглядов «инородцев». «Я все эти любопытные примеры на ум взял», — говорит Голован.
А как он умеет слушать песню, «томную-претомную, сердечнейшую», которая «так за душу и щиплет, так и берет в полон». И все же самым большим очарованием лесковского странника долго оставались лошади. Он восторгается сильным характером лошади, ее «веселой фантазией», ее тяготением к степной воле, ее грустью, но более всего — ее красотой и совершенством. «Я в лошади красоту понимаю», — признается лесковский герой.
Когда Иван встречает цыганку Грушеньку, он переживает очарование женщиной и любовью. Он говорит: «Вот она, где настоящая-то красота, что природы совершенством называется».
Сама речь героя становится выражением еще одного его очарования — красотой языка и его богатством. А вся «очарованность» Флягина объединилась в его сознании в понятие Родины и ее народа. Ведь все эти степи, реки, леса, табуны, красавцы кони — все это Отчизна. А все эти кучера, форейторы, борцы, торговцы, солдаты, уланы, дети, красавицы-женщины — родной народ. И все это достойно очарования. Вот отчего Флягину-Головану, богатырю и очарованному страннику за них «очень помереть хочется».