Гоголевские традиции в произведениях М. А. Булгакова
Михаила Афанасьевича Булгакова можно в полной мере назвать учеником и последователем Н. В. Гоголя, так часто вносившего в свои произведения элементы мистицизма, любившего «подпустить черта» и прочую нечистую силу.
В полной мере эти традиции прослеживаются в романе «Мастер и Маргарита», одним из главных героев которого является Сатана Воланд со товарищи. Эта «веселая компания» всколыхнула на время ленивую московскую жизнь, внесла неразбериху и сумятицу в души мещан, так падких на блага, раздаваемые задарма. По-гоголевски весело
Воланд не одинок. Его сопровождает веселая компания, от души тешащаяся над теми, кого писатель считает врагами общества: бюрократов и стяжателей, чиновников от искусства и откровенных доносчиков.
Как похожа Маргарита, хозяйка бала Сатаны, на героиню
Другим явным подтверждением приверженности Булгакова гоголевским традициям является рассказ «Похождения Чичикова». Здесь мы окунаемся не столько в мир героев Николая Васильевича, но в саму атмосферу его творений. Булгаков, свободно распоряжаясь гоголевскими персонажами, предупреждает читателей, что время авантюристов-жуликов еще не прошло. Легко справляется с ними писатель, правда, во сне. И это очень символично, так как зло это победимо, но не так просто, как кажется.
Николай Васильевич Гоголь обозначил приоритеты, Булгаков подтвердил, а ведь между их творчеством — столетие. Что изменилось? Мало что, к сожалению.