Изображение эпохи в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия»
1. Смысл эпиграфов к роману.
2. Зловещая атмосфера произведения.
3. Размышления героев о жизни и смерти.
4. Величие героев романа.
У каждой исторической эпохи свое собственное понятие о величии.
М. Хайдеггер
Роман М. А. Булгакова «Белая гвардия» был создан в 1925 году. Это произведение не может оставить равнодушным читателей, потому что в нем на редкость правдоподобно изображена эпоха, в которой довелось жить самому писателю. Огромный интерес представляют эпиграфы к роману. Они отнюдь не случайны.
Первый эпиграф — это
— Ну, барин, — закричал ямщик, — беда: буран!» О чем нам говорит этот эпиграф? Еще не начав свое повествование, Булгаков хочет предупредить читателя, что речь пойдет о чем-то страшном. Природное явление, о котором упоминается в эпиграфе, не может не повлиять на жизнь людей. Не позавидуешь путнику, которого застал буран. Но есть события еще более страшные и непредсказуемые. Это социальные катаклизмы, например война
Первая фраза романа создает не менее зловещую атмосферу. Она сама по себе уже является превосходной, яркой и образной характеристикой эпохи: «Велик был год и страшен год по Рождестве Христовом 1918, от начала же революции второй». Начало новой эпохи не принесло ничего, кроме трагичных и страшных изменений.
Теряется смысл всего, что было дорого людям. Ценности былой эпохи утрачивают свое значение. Мы видим это на примере семьи Турбиных. Они живут в прекрасном доме, который сам по себе воспринимается как символ уюта. Турбины находятся в окружении тех чудесных предметов, которые были им дороги с самого детства. Но увы, кровавая действительность, подступает все ближе и ближе. И Турбины не в силах отстоять, защитить все, что им так дорого. Сами герои романа понимают, что прошлое уходит безвозвратно. И практически полностью погружаются в мир собственного дома, пытаясь за его стенами найти хоть временное отдохновение оттого, что творится вокруг.
В романе есть символ города. Действие происходит в Киеве, в Украине. Но внимательное прочтение произведения позволяет нам понять, что город не имеет каких-то национальных или географических характеристик. Это скорее собирательный образ города. Ведь события, о которых мы узнаем из романа, происходили в самых разных населенных пунктах.
Все жители города устали от трагедий войны. Разрушена мирная, спокойная и счастливая жизнь. Мышлаевский негативно отзывается о Петлюре, гетмане, немцах. Он ругает и простой народ, язвительно называя мужиков святыми землепашцами. На самом деле народ стал агрессивной, озлобленной силой. И значительная часть населения прониклась к простому народу ненавистью. Люди озлоблены, в обществе царит жестокость. Булгаков говорит о символах новой эпохи. Пятиконечная звезда — красный Марс — олицетворяет гибель, произвол, агрессию.
Гибнут и офицеры, и мирные жители. Никто не может чувствовать себя в безопасности, У жены господина Фельдмана ночью рожает жена. И господин Фельдман отправился за повивальной бабкой в неурочный час. Петлюровцы его убивают. Высшие круги белой гвардии ведут себя на редкость непорядочно. Тальберг предает Елену и свою родину, спасается за границей. Действия Шполянского также привели к тому, что захват города стал возможен/ Ведь вышли из строя броневики. Гетман бежал. Все это свидетельствует о внутренней слабости высших кругов. Но почему они стали такими? Ведь для них не должны быть пустым звуком понятия о чести и совести. Но, увы. Мы можем лишь предположить, какие именно мотивы движут ими. Совершенно иными предстают простые офицеры в лице Мышлаевского, Най-Турса. Они благородны, готовы пожертвовать жизнью ради чести. До последней капли крови простые офицеры стремятся защищать родину. Об этом, в частности, свидетельствует эпизод, когда Мышлаевский и еще несколько офицеров ночью, без подкрепления, стояли на боевом посту. Най-Турс вступает в неравный бой с петлюровцами, что свидетельствует о героическом поступке. Эти люди с готовностью жертвуют жизнью. Их величие несомненно. В романе мы видим, что Бог защищает белых офицеров. Булгаков с присущей ему иронией рисует фантастическую картину — изображает Божие царство. Туда приходят погибшие, и их встречает апостол Петр. Среди погибших есть полковник Най-Турс, вахмистр Нилин, а также много разных людей. Господь Бог говорит: «Все вы у меня одинаковые — в поле браниубиенные».
У Булгакова свое особое видение гражданской войны. Так еще никто не изображал эпоху того времени. И особое значение приобретают слова автора: «Заплатит ли кто-нибудь за кровь? Нет. Никто». Булгаков говорит, насколько страшной была кровавая бойня. И человеческие страдания не имеют оправдания. Потери оказались невосполнимыми. Социальные катастрофы приводят к тому, что навсегда в прошлое уходят культурные и духовные ценности — дом, уют, тесная связь семейных уз, покой, мир, счастье. В романе Булгаков выступает в защиту этого. Не случайно он так подробно описывает детали дома Турбиных — книги, мебель, сувениры, рояль, абажур, кремовые шторы. Это не просто предметы. Они имеют гораздо более важное значение, они противостоят кровавым символам новой эпохи.
Герои Булгакова размышляют на тему жизни и смерти, задумываются о том, каким чудовищным преступлением является убийство. Они считают, что нужно обустраивать нормальную человеческую жизнь, а не поливать землю кровью. Образованные и умные люди — интеллигенция — чувствует собственную ответственность за те страшные события, которые творятся вокруг. Но и их собственная гибель не за горами. Не случайно Елена видит страшный сон, когда гибнут ее близкие. Но, несмотря на надвигающуюся катастрофу, все герои до последнего стремятся сохранить нравственные и духовные ценности, которые были им дороги. И в этом их несомненное величие, они способны возвыситься над суровой действительностью, какой бы страшной она не была.