О силе и слабости любви (по роману М. А Булгакова «Мастер и Маргарита»)
Смерть и Время царят на земле, —
Ты владыками их не зови; Все, кружась, исчезают во мгле, Неподвижно лишь солнце любви.
Вл. Соловьев
Роман «Мастер и Маргарита» -одно из самых ярких произведений М. А. Булгакова. Произведение стало его «лебединой песней», и он вложил в него, по словам К. Симонова, «всю остроту своего сатирического глаза, безудержность фантазии, силу психологической наблюдательности».
Многих вопросов коснулся писатель в своем романе, но одной из важнейших тем является, несомненно, тема любви. Не с первых
За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык! За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!» с таких слов писатель начинает повествование второй части своего правдивого романа, а именно девятнадцатую главу, посвященную Маргарите.
Аналогии с образом этой женщины, наверное, представляют наибольший интерес для размышлений о природе любви.
Булгаков говорит о ее уме и красоте,
На каждой чаше весов человеческого бытия — любовь: любовь-страсть и любовь-сострадание. От любви-страсти к любви-состраданию человек идет через искушение, но не каждому удается пробиться сквозь тернии собственных желаний и нагромождаемой лжи, и многие несчастные устремляются не к воспитанию чувств, а к самоистреблению.
Любовь может быть разной, у нее много граней. Она может быть жертвенной, может быть порочной, романтической, трагической, может быть какой угодно, но от этого ее вечная суть не изменится! О такой любви и написал Булгаков, которая не знает времени и расстояний: «.любили мы, конечно, друг друга давным-давно, не зная друг друга, никогда не видя.»
Как велика любовь прекрасной Маргариты: в ней и страсть, и честолюбие, и нетерпение, и нежность- «она сулила славу, она подгоняла его и вот тут-то стала называть Мастером».
Любовь вошла в жизнь Мастера и Маргариты неожиданно, молниеносно: «Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож!»
Эта чудная любовь вмещала в себя мучительную тоску о Мастере и неугасимую ненависть к его читателям, надежду и веру в будущее соединение. И только ложь Маргариты придавала вину ее любви привкус горечи. У нее не хватило сил поддержать возлюбленного, она чувствовала себя такой разбитой, так была измучена собственной болью и его страданием, что сама нуждалась в утешении и покое, я Ведь «.тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит».
Предчувствие говорило Маргарите, что Мастер вновь предстанет перед ней, единственный и желанный. Какая сила совершит это чудо соединения — благая или дьявольская — ей было все равно. Она была готова ко всему.
Невероятной силой своей любви Маргарита извлекает Мастера из тьмы, скрывающей его от всех — и любящих, и ненавидящих, из спасительной для него палаты дома скорби, в котором божественным провидением защищен он от адских сил. Именно за роман покарает сатана Мастера. Дьявол искушает писателя, но тот не доверяет ему своей души.
Маргарита оставила Мастера в самую страшную ночь его жизни, ушла, заклиная его «не бояться ничего», ушла потому, что «ее ждут, что она покоряется необходимости, что придет завтра». «Да, да, да, такая же самая ошибка! — говорила Маргарита зимою, сидя у печки и глядя в огонь, — зачем я тогда ночью ушла от него? Зачем? Ведь это же безумие! Я вернулась на другой день, честно, как обещала, но было уже поздно. Да, я вернулась, как несчастный Левий Матвей, слишком поздно».
Но проступок Маргариты прощается ей за то, что в собственном горе и отчаянии просит она не за себя и не для себя, — просит за несчастную Фриду, вызывая неудовольствие Воланда: «Я хочу, чтобы Фриде перестали подавать тот платок, которым она удушила своего ребенка». Милосердие не по его ведомству, и он никого не может спасти: «Я о милосердии говорю, — объяснил свои слова Воланд, не спуская с Маргариты огненного глаза. — Иногда совершенно неожиданно и коварно оно проникает в самые узенькие щелки».
Любовь и милосердие, всепрощение идут рука об руку. Одно порождает другое. Перед ними преклонился и отступил Воланд, за них наградил главных героев покоем Иешуа. Прощены Понтий Пилат и Левий Матвей, Мастер и Маргарита, прощена Фрида, прощены те, кто был в свите Воланда. И все это благодаря любви.
Благородная душа Маргариты деятельно сострадает скорбящим (Мастеру, Фриде, Пилату, Левию Матвею) — искушение преодолено, она спасена, и с нею вместе те, за кого сердце Марго заступилось. Дьявольские силы вдруг теряют власть над душами Мастера и Маргариты: покой их будет выкуплен заступничеством Иешуа, а прозрение — свет они еще заслужат своей любовью — той, которая «долго терпит, милосердствует.не гордится.не ищет своего.не мыслит зла.всему верит.все переносит».
К такой святой и вечной любви вел Булгаков своих героев и к ней звал читателя.