Сатирические мотивы в романе М А Булгакова «Мастер и Маргарита»
Роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» — сложное и многоплановое произведение. Критика неоднократно отмечала «избыточную субъективность» Булгаковского взгляда несовременную ему действительность, что сказалось в сатирических главах романа.
Например, Константин Симонов писал: «При чтении «Мастера и Маргариты» людям старших поколений сразу бросается в глаза, что главным полем для сатирических наблюдений Булгакова послужила московская обывательская, в том числе окололитературная и околотеатральная,
Итак, сатирические мотивы в романе преобладают. По значимости вреда для общества на первое место можно с уверенностью поставить образ председателя правления одной из крупнейших московских литературных ассоциаций, сокращенно именуемой МАССОЛИТ, и редактора «толстого художественного журнала» Михаила Александровича Берлиоза. «Однажды весною, в час не бывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах» происходит разговор Берлиоза с поэтом Иваном Николаевичем Поныревым, также весьма сатирическим типом. Для очередного выпуска
А Бездомный поставлен в условия, когда истина заменяется искажениями, подтасовкой или сознательным обманом. В равной степени общество страдает от них обоих, і Разве удивительно, что на этом фоне дела Ассоциации имеют «душок»? Все в ней сводится не к созданию творческих произведений, а к получению в порядке очередности материальных благ, которые распределяются по связям, знакомству и т. д. Описание «Дома Грибоедова», где расположился МАССОЛИТ, несет в себе сатирическую характе — ристику людей от литературы и искусства. Булгаков прямо противопоставляет дом, названный именем великого русского драматурга, и недостойных творческих ремесленников, прозябающих в нем. Почтения к имени Грибоедова у них нет и в помине, а двери там увешаны табличками: «Рыбно-дачная секция», «Бильярдная», «Личные расчеты скетчистов», «Квартирный вопрос» и т. д. И это в храме литературы! Автор изображает и самих членов ассоциации: «Ты где сегодня ужинаешь, Амвросий? — Что за вопрос, конечно, здесь, дорогой Фока! Арчибальд Арчибальдович шепнул мне сегодня, что будут порционные судачки а натюрель. Виртуозная штучка!» Это слова поэта. О каком развитии литературы можно говорить с подобными людьми, которых в жизни интересует только пища, причем желательно повкусней?
Этих творческих работников вряд ли осеняет вдохновение, они в первую очередь озабочены получением льгот и дач. Парадокс в том и состоит, что подобные вещи происходят в доме писателя, высмеивающего ограниченность, паразитизм и иждивенчество таких людей.
С появлением свиты Воланда в Москве все переворачивается вверх дном: безобразия в «магазине для не совсем простых граждан», пожар в «Доме Грибоедова», путешествие Степы Лиходеева в Ялту и т. д. Глумливый Коровьев-Фагот и Кот-Бегемот вволю потешаются над сотрудниками известного дома на площади, да и над всеми москвичами, устроив в Варьете «сеансы черной магии с полным ее разоблачением». Однако все это имеет карнавальный оттенок. Надо отдать Воланду должное: в сценах, происходящих в Варьете, он совсем не издевается, не глумится, а, напротив, как бы испытывает собравшихся там горожан. И, к сожалению, перед нами обнажается не совсем пристойный их образ, так как внутренняя сущность людей в необычных обстоятельствах становится особенно явной.
Введение фантастических героев позволило М. А. Булгакову создать яркую сатиру на мир обывательской Москвы 1920-х годов, изобразив ряд персонажей весьма неприглядного вида. Встреча с нечистой силой обнаруживает, нравственную ограниченность всех этих «берлиозов», «майгелей», «Никано — ров Ивановичей» и прочих, подобных им.
Автор высмеивает действительность, но смех этот не агрессивен, в нем нет злобы. Это смех от всей души. Это открытый смех в голос над всем серьезным и самым страшным из того, что окружало писателя. Булгаковский смех освобождает душу, и возрождает для жизни. Такой смех побеждает всегда. Он карает предательство, непорядочность, нечестность.