История создания и анализ драмы «Дни Турбиных»

Трагедия гражданской войны — одна из важнейших тем русской литературы XX в. Не обошел ее вниманием и Булгаков. «Великий раскол», распадение нации на враждующие лагери часто изображалось в 1920-е — 1930-е гг. через распад семьи. Например, в «Донских рассказах» и «Тихом Доне» М. А.Шолохова гражданская война разводит по разным воюющим станам родных братьев, отцов и их детей. И все-таки дом, семья остаются для большинства писателей главной надеждой на возврат к нормальной жизни, на сохранение культуры. Человек и грозная, ломающая его

судьбу эпоха — вот две конфликтующие стороны в драме «Дни Турбиных» (1926, опубликована в 1955).
Подобный конфликт — конфликт частной, нормальной, гармоничной жизни и обезличенного сурового Времени — обусловил и образный строй, и жанровые особенности пьесы. В центре внимания Булгакова — не просто гражданская война, а взорванный ею уклад жизни, люди, лишенные привычного и родного для них мира. Трагическим лейтмотивом звучит в «Днях Турбиных» тема ненужности, «потерянности» честного, интеллигентного, сильного человека — Алексея Турбина.
Дом и Город — традиционные составляющие булгаковского
художественного мира. Подобно тому, как это будет в прозе писателя — «Собачьем сердце» и «Мастере и Маргарите», — пространство «Дней Турбиных» складывается из двух качественно различных сфер. Первая — киевская квартира Турбиных. Важнейшие составляющие этого пространства — уют, гармоничность, одухотворенность, божественное тепло. В центре этого мира — прекрасная женщина, сестра Алексея Елена. Кремовые шторы, белоснежная скатерть, цветы, нежная музыка старинных часов и, конечно же, камин с его ласковым ровным теплом — вот предметные составляющие турбинского быта. Этот быт — не просто комфортная обстановка для разнеженных дворян. Он — условие их духовной жизни, их бытия. Здесь вспыхивают остроумные диалоги, переживания героев глубоки, но не натужны: психологизм сплавлен с легкой игрой, с артистизмом, со щегольством слога. Бытие, то есть исполненная высокого смысла жизнь, немыслимо без культуры, в том числе без культуры бытовой и без культуры речи. Сомнительна духовность тех, кто лишен нормальной жизни: своего дома, своей семьи, своей музыки, своего языка.
Семья Турбиных — островок культуры в бушующей стихии бескультурья, озлобленности и подлости. Такой стихией захвачен Город — вторая пространственная сфера пьесы. Время действия, указывает драматург, — «страшный год», вокруг турбинского дома — «зимняя ночь». Что же там, за пределами уютной турбинской «гавани»? Там, по словам Алексея, «чертова комедия» гетманщины, там «черный туман» петлюровщины, там лишенное смысла существование «кофейной армии», как иронически называет Турбин сослуживцев-офицеров. Три картины пьесы, непосредственно следующие за вводной сценой ужина в доме Турбиных, выдержаны в трагикомической тональности. Сарказм драматурга персонифицирован в гротескных образах немцев фон Шратта и фон Дуста, в фарсовой фигуре гетмана, в персонах опереточных злодеев-петлюровцев.
Не лишено фарсовости и поведение подчиненных Турбину юнкеров: крайне нелепо звучит в их устах романс «Дышала ночь восторгом сладострастья», «татарами» называет их гимназический сторож Максим после того, как они ломают парты и разжигают в вестибюле школы костер.
Увы, комизм ситуаций и гротескное смешение языков (русского с немецким или русского с украинским) не только не разряжают остроту конфликта, но, напротив, контрастно оттеняют трагизм ситуации, в которой оказались Турбины и их друзья. Фарсовые элементы придают изображаемой эпохе дьявольско-демонический, инфернальный колорит. То, что происходит вокруг Дома, — вакханалия насилия, спровоцированная революцией. Трусость, предательство и оборотная сторона этих качеств — хищничество и бандитизм — царят в «новом» мире. В этом мире, считает Булгаков, человеку не выжить. Чтобы выжить, нужно утратить, как сказал бы Александр Блок, «часть души» — утратить уют, музыку, творчество, любовь. Вот почему идет на смерть, совершая, по сути дела, самоубийство, главный герой драмы Алексей Турбин. Кончается эпоха культуры, и об этом говорят в последних репликах пьесы Николка и Студзинский. Переживаемое героями время — пролог к жизни без культуры и эпилог жизни в «соловьином саду» культуры, уюта, человечности.
В жанровой форме трагифарса Булгаков воплотил в «Днях Турбиных» идею прощания с «вишневым садом» русской культуры, с прежней Россией, которая была потеряна Турбиными навсегда.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: История создания и анализ драмы «Дни Турбиных»