Основные образы
Гражданская война началась 25 октября 1917 года, когда Россия раскололась на два лагеря: «белых» и «красных». Кровавая трагедия перевернула представления людей о морали, чести, достоинстве, справедливости. Каждая из воюющих сторон доказывала свое понимание правды. Для многих людей выбор цели стал жизненной необходимостью. «Мучительные поиски» изображены в романе М. Булгакова «Белая гвардия». Ведущей темой этого произведения стала судьба интеллигенции в обстановке гражданской войны и окружающего хаоса. Семья Турбиных является
Турбины
Большое внимание вопросу о чести и долге уделил Булгаков в романе. Почему Алексей и Никол-ка Турбины, Най-Турс, Мышлаевский, Карась, Шер-винский и другие белогвардейцы, юнкера, офицеры, зная, что все их действия ни к чему не приведут, шли защищать Киев от превосходивших в несколько раз по численности войск Петлюры? Их заставила это делать офицерская честь. А честь, по мнению Булгакова, есть то, без чего невозможно было бы жить на земле. Мышлаевский с сорока офицерами и юнкерами, в легких шинелях и сапогах на морозе оберегал город. Вопрос о чести и долге связан с проблемой предательства и трусости. В самые критические моменты положения белых в Киеве эти страшные пороки проявились у многих военных, находившихся во главе белой армии. Их Булгаков называет штабной сволочью. Это и гетман Украины, и те многочисленные военные, которые при первой опасности «крысьей пробежкой» удалились из города, в числе которых был и Тальберг, и те, из-за которых на снегу около Поста замерзали солдаты. Тальберг — белый офицер. Окончил университет и военную академию. «Это же лучшее, что должно было быть в России». Да, «должно было.» Но «двухслойныеглаза», «крысиная пробежка», когда уносит он ноги от Петлюры, оставляя жену и ее братьев. «Чертова кук ла, лишенная малейшего понятия о чести!» — вот что такое этот Тальберг. Белые юнкера Булгакова — это обыкновенные юнцы из определенной классовой среды, терпящим крушение со своими дворянско-офицерскими «идеалами».
В «Белой гвардии» события бушуют вокруг тур-бинского дома, который, несмотря ни на что, остается островком красоты, уюта и покоя. В романе «Белая гвардия» дом Турбиных сравнивается с вазой, которая незаметно разбилась и из которой потихоньку вытекла вся вода. Дом для писателя — это Россия, и потому процесс гибели старой России во время гражданской войны и гибели дома Турбиных как следствие гибели России. Молодые Турбины, хоть их и затягивает водоворот этих событий, до конца сохраняют то, что особенно дорого писателю: неистребимое жизнелюбие и любовь к прекрасному и вечному.
В романе «Белая гвардия» отражаются события гражданской войны периода 1918-1919 гг. в его родном городе Киеве. Эти события Булгаков рассматривает не с классовых или политических позиций, а с чисто человеческих. Кто бы ни захватил город — гетман, петлюровцы или большевики, — неизбежно льется кровь, сотни людей умирают в мучениях, а другие еще страшнее ожесточаются. Насилие рождает еще больше насилия. Вот это волнует писателя больше всего. Монархический энтузиазм своих любимых героев он наблюдает с сочувственной и ироничной улыбкой. Не без улыбки, хоть и печаль ной, автор описывает в финале большевистского часового, который, проваливаясь в сон, видит красный сверкающий небосвод, и душа его «мгновенно наполнялась счастьем». А уж верноподданнические настроения в толпе во время парада петлюровского войска он высмеивает с прямой издевкой. Любая политика, на каких бы идеях она ни была замешана, остается глубоко чуждой Булгакову. Он понимал офицеров «конечных и развалившихся полков» старой армии, «прапорщиков и подпоручиков, бывших студентов. сбитых с винтов жизни войной и революцией». Он не мог осуждать их за ненависть к большевикам — «прямую и горячую». Не меньше понимал он и мужиков, с их злобой против немцев, издевавшихся над ними, против гетмана, при котором на них навалились помещики, понимал и их «дрожь ненависти при лове офицерья».
Сегодня мы все сознаем, что гражданская война была одной из самых трагических страниц в истории страны, что огромные потери, которые понесли в ней и красные, и белые, — это общие наши потери. Булгаков именно так и рассматривал события этой войны, стремясь «стать бесстрастно над красными и белыми». Ради тех истин и ценностей, что именуются вечными, и в первую очередь ради самой жизни человеческой, которая в пылу гражданской войны едва ли не вообще перестала считаться ценностью.
«Упорное изображение русской интеллигенции как лучшего слоя в нашей стране» — так сам Булгаков определяет свое литературное кредо. С какой симпатией Булгаков описывает Турбиных, Мышла-евского, Малышева, Най-Турса! Каждый из них не без греха, но это люди подлинной порядочности, чести, мужества. И ради этих достоинств писатель лег ко прощает им мелкие прегрешения. А больше всего он дорожит всем тем, что составляет красоту и радость человеческого бытия. В доме Турбиных, несмотря на страшные и кровавые дела 1918-го года, — уют, покой, цветы. С особенной нежностью автор описывает человеческую душевную красоту, ту самую, которая побуждает его героев забывать о себе, когда надо позаботиться о других, и даже совершенно естественно, как само собою разумеющееся, подставлять себя под пули ради спасения других, как это делает Най-Турс и в любой момент готовы сделать Турбины, и Мышлаевский, и Карась.
И еще одна вечная ценность, быть может, самая большая, постоянно опекаемая в романе, — любовь. «Им придется мучиться и умирать, но несмотря ни на что любовь настигает едва ли не каждого из них: и Алексея, и Николку, и Елену, и Мышлаевского с Лариосиком — неудачливых соперников Шервинского. И это прекрасно, потому что без любви невозможна сама жизнь», — как бы утверждает писатель. Автор приглашает читателя как бы из вечности, из глубин взглянуть на события, на людей, на всю их жизнь в этом страшном 1918 году.