Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви?.” (По роману М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”.)

Отвлечемся на миг от сатирической структуры романа. Забудем про могущественного Воланда и его соратников, про таинственные происшествия, грянувшие на Москву, пропустим прекрасную вставную “поэму” о Понтии Пилате и Иисусе из Назарета. Просеем роман, оставив бытовую реальность.
Начинающий писатель пишет историческую повесть религиозного содержания. В то же время он знакомится с Маргаритой, и они влюбляются друг в друга. Скромный, почти нищенский быт и яркие чувства. И творчество.
Наконец плоды этого творчества доведены до литературной

общественности столицы. Той самой общественности, которая устраивала травлю самого Булгакова: кто из зависти к его таланту, кто по наущению “компетентных органов”. Реакция естественна – ушаты грязи, замаскированной под “доброжелательную” критику.
У Мастера депрессия. Его помещают в психоневрологическую больницу. Маргарита в полном отчаянии, она готова продать душу дьяволу, чтобы вернуть любимого.
Вот такая типичная для того жестокого времени, простенькая история. Все остальное – воображение. Воображение, воплощенное в реальность. Исполнение желаний.
И совсем не странно, что справедливость
восстанавливает не дедушка Бог, а черные силы, низвергнутые с небес, но оставшиеся ангелами. Те, кто чтит светлого мученика Иешуа, кто может оценить высокие чувства и высокий талант. Не странно, потому что Россией уже правят “нечистые” самого низкого пошиба.
Именно Любовь к Мастеру озаряет дорогу, ведущую Маргариту к Воланду. Именно Любовь вызывает уважение Волан-да и его свиты к этой женщине. Перед Любовью бессильны самые темные силы – они или подчиняются ей, или уступают ей дорогу.
Реальность жестока: чтобы воссоединиться душами, надо покинуть тела. Маргарита с радостью, как обузу, как старое белье, сбрасывеет тело, оставляя его гнойным выродкам, управляющим Москвой. Усатым и безусым, партийным и беспартийным.
Теперь она свободна! ,
Любопытно, что Маргарита “появляется” лишь во второй части. И сразу следует глава “Крем Азазелло”: “Крем легко мазался и, как показалось Маргарите, тут же испарялся.” Тут особенно ярко проявляется мечта писателя о свободе. Сатира перерастает в аллегорию. Поступки Маргариты-ведьмы отчасти мстительны, они выражают брезгливое отношение Булгакова к тем приспособленцам, которые заняли теплые места в писательской мастерской, к литературным приспособленцам. Тут можно найти сходство с “Театральным романом” – прототипы, осмеянные Булгаковым, среди писателей и среди театралов конкретны и давно установлены.
Начиная с этой главы, фантасмагория нарастает, но тема любви звучит все сильнее, а Маргарита уже не просто влюбленная женщина, она – королева. И она пользуется королевским саном, чтобы прощать и миловать. Не забывая о главном – о Мастере.
Чтобы освободиться, следует выпить яд. Как тут не усмотреть идентичность трагедии Шекспира и романа Булгакова! И там и тут влюбленные выпивают отраву и умирают в объятиях друг друга.
Но и это еще не все. Мастеру примерно 38 лет – Булгакову было 38 лет к маю 1929 года, к моменту завершения первой редакции книги. Как и Мастер, Булга


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Методика изучения биографии писателя.
Сейчас вы читаете: Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви?.” (По роману М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”.)