Художественный анализ
Замечательной чертой Пушкина было его постоянное внимание к политической жизни России и Западной Европы, особенно к революционным и народно-освободительным движениям. Крушение освободительного движения в Италии, Испании и Греции (1820- 1824) потрясло Пушкина. Размышления над причинами неудачи, народных движений, а также изучение исторического прошлого нашей страны привели Пушкина к выводу, что настоящим творцом истории является народ, что исторический деятель приобретает свою силу от поддержки его народом, от того, насколько он верно понимает
Обращаясь к истории своего народа, к «прошедшему, чтобы оно объяснило нам настоящее
Так возникла у Пушкина мысль написать произведение на тему о власти и народе.
Стремясь «воскресить минувший век во всей его истине», «одну из самых драматических эпох нашей истории», Пушкин считал наиболее подходящей для разрешения этой задачи форму трагедии. Он так определял сущность трагедии: «Что развивается в трагедии? Какая цель ее? — Человек и народ. Судьба человеческая, судьба народная». Следовательно, в трагедии лучше всего, по мнению Пушкина, можно показать зависимость судьбы человека от судьбы народа, решить вопрос о политических судьбах страны.
Пушкин решил создать реалистическую трагедию, стать на путь реализма или, как он сам выражался, «истинного романтизма», поскольку слова реализм в то время еще не было, дать в своей пьесе «истину страстей, правдоподобие чувствований в предполагаемых обстоятельствах».
На избранном им пути (создания реалистической трагедии) помочь Пушкину, естественно, не могли ни классицисты, ни романтики. Пушкин обращается к Шекспиру. Именно в это время наш поэт изучает его творчество. Шекспир во многом был близок Пушкину: реализмом своего творчества, «широким и вольным изображением характеров», свободной от правил классицизма, разнообразием применяемых в трагедиях языковых стилей — рифмованных стихов, белого стиха, прозы, соответствием речей героев их характеру и обстоятельствам, в которых они произносятся. Но наш гениальный поэт пошел дальше знаменитого английского драматурга: во-первых, он сделал главным героем своей трагедии народ; во-вторых, он показал обусловленность характера человека, его мыслей и чувств породившей его средой и эпохой. Вот почему мы можем смело сказать, что Пушкин своим «Борисом Годуновым» создал такую художественно-историческую трагедию, равной которой в то время не было во всей мировой литературе.
Итак, замысел «Бориса Годунова» был двоякий: во-первых, создать произведение, которое на материале истории решало бы важнейшие вопросы современности — о взаимоотношении самодержавия и народа, о роли народа в истории, и, во-вторых, создать реалистическую, подлинно народную трагедию. Пушкин блестяще осуществил и то, и другое.
Источники трагедии
Сам Пушкин указал на те источники, которыми он пользовался в своей работе над исторической трагедией: «Карамзину,- пишет он,- следовал я в светлом развитии происшествий; в летописях старался угадать образ мыслей и язык тогдашнего времени».
Пушкин изучил богатый фактический материал, имевшийся в X и XI томах «Истории государства Российского», но он осмыслил его по-своему, не принял консервативной точки зрения Карамзина и по-другому объяснил трагедию Бориса Годунова. Пушкин дополнил «Историю» Карамзина тем материалом, который он нашел в летописях XVII века. Особенно же широко и глубоко использовал поэт летописи для воссоздания «образа мыслей и языка» людей конца XVI — начала XVII века и для правдивого изображения острой борьбы между боярством и народом.
Пушкин обращается к народной жизни. Он то широко вводит прибаутки и поговорки (например, в речи Варлаама), то перерабатывает народно-поэтическое творчество по-своему (причитание Ксении по умершему жениху, ответ мамки).