Анализ романа “Белая гвардия” Булгакова М. А. II

Роман М. Булгакова “Белая гвардия” был написан в 1923- 1925 годах. В то время писатель считал эту книгу главной в своей судьбе, говорил, что от этого романа “небу станет жарко”. Спустя годы он называл его “неудавшимся”. Возможно, писатель имел в виду, что той эпопеи в духе Л. Н. Толстого, которую он хотел создать, не получилось.
Булгаков был свидетелем революционных событий на Украине. Свой взгляд на пережитое он изложил в рассказах “Красная корона” (1922), “Необыкновенные приключения доктора” (1922), “Китайская история” (1923), “Налет” (1923). Первый роман Булгакова со смелым названием “Белая гвардия” стал, может быть, единственным в то время произведением, в котором писателя интересовали переживания человека в условиях бушующего мира, когда рушится основа миропорядка.
Один из важнейших мотивов творчества М. Булгакова – ценность дома, семьи, простых человеческих привязанностей. Герои “Белой гвардии” утрачивают тепло домашнего очага, хотя отчаянно пытаются сохранить его. В молитве Богородице Елена говорит: “Слишком много горя сразу посылаешь, мать-заступница. Так в один год и кончаешь семью. За что?. Мать взяла у нас, мужа у меня нет и не будет, это я понимаю. Теперь уж очень ясно понимаю. А теперь и старшего отнимаешь. За что?. Как мы будем вдвоем с Николом?. Посмотри, что делается кругом, ты посмотри. Мать-заступница,

неужто ж не сжалишься?. Может быть, мы люди и плохие, но за что же так карать-то?”
Роман начинается со слов: “Велик был год и страшен год по Рождестве Христовом 1918, от начала же революции второй”. Тем самым как бы предлагаются две системы отсчета времени, летосчисления, две системы ценностей: традиционная и новая, революционная.
Вспомните, как в начале XX века А. И. Куприн изобразил в повести “Поединок” российскую армию – разложившейся, прогнившей. В 1918 году на полях сражений Гражданской войны оказались те же люди, что составляли дореволюционную армию, вообще российское общество. Но на страницах романа Булгакова перед нами не купринские герои, а скорее чеховские. Интеллигенты, еще до революции тосковавшие по ушедшему миру, понимавшие, что надо что-то менять, оказались в эпицентре Гражданской войны. Они, так же как и автор, не политизированы, живут своей жизнью. И вот теперь оказались в мире, в котором нет места людям нейтральным. Турбины и их друзья отчаянно защищают то, что им дорого, поют “Боже, царя храни”, срывают ткань, скрывающую портрет Александра I. Как чеховский дядя Ваня, они не приспосабливаются. Но, как и он, они обречены. Только интеллигенты Чехова были обречены на прозябание, а интеллигенты Булгакова – на поражение.
Булгакову нравится уютная турбинская квартира, но быт для писателя ценен не сам по себе. Быт в “Белой гвардии” – символ прочности бытия. Булгаков не оставляет читателю иллюзий относительно будущего семьи Турбиных. Смываются надписи с изразцовой печки, бьются чашки, потихоньку, но необратимо рушится незыблемость быта и, следовательно, бытия. Дом Турбиных за кремовыми шторами – их крепость, убежище от вьюги, метели, бушующей снаружи, но уберечься от нее все равно невозможно.
В роман Булгакова входит символ метели как знак времени. У автора “Белой гвардии” вьюга – символ не преображения мира, не сметания всего отжившего, а злого начала, насилия. “Ну, думается, вот перестанет, начнется та жизнь, о которой пишется в шоколадных книгах, но она не только не начинается, а кругом становится все страшнее и страшнее. На севере воет и воет вьюга, а здесь под ногами глухо погромыхивает, ворчит встревоженная утроба земли”. Метельная сила разрушает жизнь семьи Турбиных, жизнь Города. Белый снег у Булгакова не становится символом очищения.
“Вызывающая новизна романа Булгакова состояла в том, что спустя пять лет после окончания Гражданской войны, когда не утихли еще боль и жар взаимной ненависти, он осмелился показать офицеров белой гвардии не в плакатной личине “врага”, а как обычных, хороших и плохих, мучающихся и заблуждающихся, умных и ограниченных людей, показал их изнутри, а лучших в этой среде – с очевидным сочувствием. Что же нравится в этих пасынках истории, проигравших свой бой, Булгакову? И в Алексее, и в Малышеве, и в Най-Турсе, и в Николке он больше всего ценит мужественную прямоту, верность чести”, – замечает литературовед В. Я. Лакшин. Понятие о чести – та точка отсчета, которая определяет отношение Булгакова к своим героям и которая может быть взята за основу в разговоре о системе образов.
Но при всей симпатии автора “Белой гвардии” к своим героям задача его не в том, чтобы решить, кто прав, а кто виноват. Даже Петлюра и его приспешники, по его мнению, не являются виновниками происходящих ужасов. Это порождение стихии бунта, обреченное на быстрое исчезновение с исторической арены. Козырь, бывший плохим школьным учителем, никогда не стал бы палачом и не знал о себе, что его призвание – война, если бы эта война не началась. Очень многие поступки героев вызваны к жизни Гражданской войной. “Война – мать родна” для Козыря, Болботуна и других петлюровцев, которым убийства беззащитных людей доставляют удовольствие. Ужас войны в том, что она создает ситуацию вседозволенности, расшатывает основы человеческой жизни.
Поэтому для Булгакова не принципиально, на чьей стороне его герои. В сне Алексея Турбина Господь говорит Жилину: “Один верит, другой не верит, а поступки у вас у всех одинаковые: сейчас друг друга за глотку, а что касается казарм, Жилин, то тут так надо понимать, все вы у меня, Жилин, одинаковые – в поле брани убиенные. Это, Жилин, понимать надо, и не всякий это поймет”. И представляется, что этот взгляд очень близок писателю.
В. Лакшин отмечал: “Художественное зрение, склад творческого ума всегда объемлет более широкую духовную реальность, чем можно удостоверить свидетельством в простом классовом интересе. Есть пристрастная, имеющая свою правоту классовая истина. Но есть общечеловеческая, бесклассовая мораль и гуманизм, выплавленный опытом человечества”. На позициях такого общечеловеческого гуманизма стоял М. Булгаков.




1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Образ петра гринева.
Сейчас вы читаете: Анализ романа “Белая гвардия” Булгакова М. А. II