Пространственно временная структура романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

В литературе немало произведений, в которых соседствуют миры реальный и фантастический. Это и Илиада Гомера, и Божественная комедия Данте, и романтические баллады Жуковского. Появление реализма (двадцатые годы XIX века) практически вывело из употребления данный прием. Тем более важным стало появление романа Мастер и Маргарита с его уникальной пространственно-временной структурой троемирием. Подобная концепция не является изобретением Булгакова. О существовании мнимого мира говорится, например, в книге» П. Флоренского Мнимости в геометрии,

также в ней сформулирована идея о троичности бытия. Но автор Мастера и Маргариты полемизирует с ученым, так как последний трактовал Сатану как обезьяну Бога, а мнимый мир населен силами Света. Философское обоснование рассматриваемой концепции дается в трудах Г. Сковороды. Итак, структура романа строится по принципу существования трех миров: земного, библейского и вечного. Последний связующее звено между первыми двумя, он помогает обнаружить сходство между встречей на Патриарших прудах и допросом Иешуа Га-Ноцри эти события произошли в один и тот же день календарного года. Между мирами существует и композиционная
связь, в романе они переплетаются. Древние главы вводятся по-разному: как рассказ Воланда и сопровождающее его видение, как сон Ивана Бездомного и как отрывок из романа Мастера. Эти главы выделены и стилистически: в них появляется размеренный ритм повествования, вновь приходящая гибкость речи создает ощущение реальности происходящего. Существуют в романе ситуации, повторяющиеся во всех трех мирах, таким образом Булгаков стремился сделать связь времен очевидной. Легко прослеживаются совпадения в описании погоды (гроза в Ершалаиме и в Москве). Зачастую это прямые реминисценции: Тьма накрыла ненавидимый прокуратором город. Исчезли висячие мосты опустилась с неба бездна. Пропал Ершалаим великий город, как будто вовсе не существовал на свете. Это пейзаж начала 25-й главы. И конец 29-й главы: .Эта тьма, пришедшая с запада, накрыла громадный город. Исчезли мосты, дворцы. Все пропало, как будто этого никогда не было на свете. Также повторяется образ мраморной лестницы: она присутствует и в древних главах, и на балу у сатаны. Интересен и образ толпы, который возникает во время казни Иешуа, на балу и в очереди в варьете. Связь времен выявляет и знаменитая фраза.Пятый прокуратор Иудеи, всадник Понтий Пилат. Она же завершает повествование в различных мирах: библейском в главе 26, вечном в главе 32 и в московском в эпилоге. Каждый из этих миров имеет также свои временные особенности: в первом действие продолжается один день (одно из трех единств классицизма; в третьем с вечера среды до вечера субботы). Что касается потустороннего мира, то в нем время останавливается и не движется (например, бал у сатаны). К слову, именно таким образом в романе решается проблема греха Маргариты: она совершила его за пределами времени, и ее душа осталась незапятнанной, следовательно, ее поступок безвреден и прощается. Маргарита уникальный персонаж и в системе образов, структура которой продиктована концепцией троемирия. Герои, существующие в разных измерениях, но сведенные одно

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Пространственно временная структура романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»