Интеллигенция и власть в произведениях Булгакова
Михаил Афанасьевич Булгаков и сейчас является одним из самых популярных русских писателей, хотя творчество его относится к первой половине XX века. Причина глубокого интереса к его произведениям в первую очередь кроется в том, что проблемы, волновавшие писателя, не утратили своей актуальности и в наши дни. В полной мере это относится и к той проблеме, которую я выбрал для сочинения, — взаимоотношениям интеллигенции и власти.
М. А. Булгаков был писателем трудного времени. Грандиозная эпоха мировых войн и революций, огненных катаклизмов
Первое произведение Булгакова, роман «Белая гвардия», решает проблему взаимоотношения интеллигенции
«Велик был год и страшен по рождестве Христовом 1918, от начала же революции второй. Был он обилен летом солнцем, а зимою снегом, и особенно высоко в небе стояли две звезды: звезда пастушеская — вечерняя Венера и красный, дрожащий Марс».
Это ощущение апокалипсиса, конца прежнего мира и вместе с тем рождения нового, неведомого проходит через весь роман. В центре его семья Турбиных и их квартирка в доме номер тринадцать по Алексеевскому спуску — крохотный оазис любви и уюта, надежности и тепла. Кремовые шторы отделяют героев от крови и грязи, безумного хаоса за окнами. Весело потрескивает печка, выложенная голландскими изразцами. Горит огонь в бронзовой лампе, и милые интеллигентные люди каждый вечер собираются за столом, неизменно накрытым белой крахмальной скатертью. Роскошные розы даже зимой, изысканное благородство манер — всем этим герои стремятся убедить самих себя, что в их жизни ничего не изменилось, что бушующий вихрь не властен над ними. Но невозможно остаться в стороне, когда бездна разверзается под ногами. И Алексей Турбин, бывший военный врач, и юнкер Николка, и их друзья, поручик Мышлаевский и подпоручик Карась, оказываются втянутыми в кровавый водоворот. За что эти люди собирались сражаться? Они бы ответили на этот вопрос коротко: «За Россию». Но оказывается, что само это понятие утратило свою целостность, и трудно понять, что же стоит за этим словом — «Россия». Турбины очень быстро осознают, что прежние непреложные истины утратили свой смысл и надо мучительно отыскивать новые. Немцы, гетман, Петлюра — все они проносятся над Городом, как мимолетные призраки, а что же остается? Мы оставляем героев в ночь, когда в Город должны вступить красные. Это последняя нОчь, ночь гибели былого и рождения нового мира. Напряженно вслушиваются герои в поступь судьбы.
Но вот свершилось, отгремело, пронеслось, и в новом воцарившемся мире мы встречаем все тех же интеллигентов, так и не сумевших принять новые ценности и отказаться от старых. Филипп Филиппович Преображенский, известнейший ученый, также пытается сделать вид, что ни революции, ни всех изменений, которые она внесла в жизнь, не существует. Плотные шторы на окнах, уютный свет зеленой лампы, тусклый блеск серебра и благородный звон хрусталя — все это осталось в квартире Преображенского неизменным. И накатывающиеся время от времени волны новой жизни в лице домкома с Швондером во главе бессильно разбиваются о порог докторского кабинета. Но сам Филипп Филиппович незаметно для себя заражается идеологией нового времени. Он ставит свой революционный эксперимент: путем пересадки гипофиза пытается превратить собаку в человека. Уникальный эксперимент оканчивается полным крахом: говоря словами профессора, ему удалось «милейшего пса превратить в такую мразь, что волосы дыбом встают». В чем же просчет профессора? Да в том же, в чем и всех великих «экспериментаторов» XX века, стремившихся вывести новую породу счастливых людей за считанные годы. Увы, столь ненавистный Преображенскому Швондер своими идеями в чем — то удивительно близок ему. Оба они — один научным путем, другой с помощью идеологии — стремятся превратить Клима Чугункина в Человека, и оба терпят крах. «Собачье сердце» явилось блестящим ударом по всем социальным утопиям XX века.
Судьба интеллигенции так или иначе затрагивается Булгаковым в каждом его произведении, но наиболее полно эта тема раскрывается в главной его книге — романе «Мастер и Маргарита». Трагическая судьба гения, создавшего роман о Понтии Пилате, — это синтез десятков и сотен сломанных революцией творческих судеб. Мастер, великий провидец, гениальный писатель, не противостоит своей эпохе. Он просто не вписывается в нее и уже поэтому подлежит уничтожению. Он отстраняется от действительности, стремится подняться над ней, даже не пытаясь противостоять обстоятельствам. В последнем романе Булгакова в спор вступают не просто интеллигент и власть — сталкиваются вечное и сиюминутное.
Прослеживая судьбы русской интеллигенции на протяжении 1920-1930-х годов, Булгаков предъявляет обвинение не только власти, сгубившей цвет нации, но и самой интеллигенции, не сумевшей отстоять свои идеалы. Ведь если Турбины и выглядят рыцарями без страха и упрека, то ни профессор Преображенский, ни профессор Персиков, герой повести «Роковые яйца», таковыми не являются. Мастер, как с горечью признается в финале, заслужил покой, но не заслужил света.
Проблемы, затронутые Булгаковым, обозначившиеся еще в далекие революционные годы, не разрешены и поныне. Перемены, свершившиеся в нашем обществе, выдвинули на первый план вопрос о роли и судьбе интеллигенции. Вот почему размышления Булгакова помогают нам найти ответы на жгучие вопросы современности, помогают определить свое место в мире.