Интеллигенция и власть в произведениях Булгакова

Михаил Афанасьевич Булгаков и сейчас является одним из самых популярных русских писателей, хотя творчество его относится к первой половине XX века. Причина глубокого интереса к его произведениям в первую очередь кроется в том, что проблемы, волновавшие писателя, не утратили своей актуальности и в наши дни. В полной мере это относится и к той проблеме, которую я выбрал для сочинения, — взаимоотношениям интеллигенции и власти.
М. А. Булгаков был писателем трудного времени. Грандиозная эпоха мировых войн и революций, огненных катаклизмов

и жесточайших потрясений нашла в его лице достойного художника. Как и многие русские интеллигенты, Михаил Афанасьевич не принял революцию, но отделить свою судьбу от судьбы России не смог. Он пройдет до конца крестный путь художника, отмеченного клеймом инакомыслия. Тем же путем идут и его герои — интеллигенты. Мне кажется, что для Булгакова тема «интеллигенция и власть» является глубоко личной, отражающей важнейшие аспекты его мировоззрения. Именно поэтому она сквозной нить проходит через все творчество писателя.
Первое произведение Булгакова, роман «Белая гвардия», решает проблему взаимоотношения интеллигенции
и власти в остром и драматическом ключе.
«Велик был год и страшен по рождестве Христовом 1918, от начала же революции второй. Был он обилен летом солнцем, а зимою снегом, и особенно высоко в небе стояли две звезды: звезда пастушеская — вечерняя Венера и красный, дрожащий Марс».
Это ощущение апокалипсиса, конца прежнего мира и вместе с тем рождения нового, неведомого проходит через весь роман. В центре его семья Турбиных и их квартирка в доме номер тринадцать по Алексеевскому спуску — крохотный оазис любви и уюта, надежности и тепла. Кремовые шторы отделяют героев от крови и грязи, безумного хаоса за окнами. Весело потрескивает печка, выложенная голландскими изразцами. Горит огонь в бронзовой лампе, и милые интеллигентные люди каждый вечер собираются за столом, неизменно накрытым белой крахмальной скатертью. Роскошные розы даже зимой, изысканное благородство манер — всем этим герои стремятся убедить самих себя, что в их жизни ничего не изменилось, что бушующий вихрь не властен над ними. Но невозможно остаться в стороне, когда бездна разверзается под ногами. И Алексей Турбин, бывший военный врач, и юнкер Николка, и их друзья, поручик Мышлаевский и подпоручик Карась, оказываются втянутыми в кровавый водоворот. За что эти люди собирались сражаться? Они бы ответили на этот вопрос коротко: «За Россию». Но оказывается, что само это понятие утратило свою целостность, и трудно понять, что же стоит за этим словом — «Россия». Турбины очень быстро осознают, что прежние непреложные истины утратили свой смысл и надо мучительно отыскивать новые. Немцы, гетман, Петлюра — все они проносятся над Городом, как мимолетные призраки, а что же остается? Мы оставляем героев в ночь, когда в Город должны вступить красные. Это последняя нОчь, ночь гибели былого и рождения нового мира. Напряженно вслушиваются герои в поступь судьбы.
Но вот свершилось, отгремело, пронеслось, и в новом воцарившемся мире мы встречаем все тех же интеллигентов, так и не сумевших принять новые ценности и отказаться от старых. Филипп Филиппович Преображенский, известнейший ученый, также пытается сделать вид, что ни революции, ни всех изменений, которые она внесла в жизнь, не существует. Плотные шторы на окнах, уютный свет зеленой лампы, тусклый блеск серебра и благородный звон хрусталя — все это осталось в квартире Преображенского неизменным. И накатывающиеся время от времени волны новой жизни в лице домкома с Швондером во главе бессильно разбиваются о порог докторского кабинета. Но сам Филипп Филиппович незаметно для себя заражается идеологией нового времени. Он ставит свой революционный эксперимент: путем пересадки гипофиза пытается превратить собаку в человека. Уникальный эксперимент оканчивается полным крахом: говоря словами профессора, ему удалось «милейшего пса превратить в такую мразь, что волосы дыбом встают». В чем же просчет профессора? Да в том же, в чем и всех великих «экспериментаторов» XX века, стремившихся вывести новую породу счастливых людей за считанные годы. Увы, столь ненавистный Преображенскому Швондер своими идеями в чем — то удивительно близок ему. Оба они — один научным путем, другой с помощью идеологии — стремятся превратить Клима Чугункина в Человека, и оба терпят крах. «Собачье сердце» явилось блестящим ударом по всем социальным утопиям XX века.
Судьба интеллигенции так или иначе затрагивается Булгаковым в каждом его произведении, но наиболее полно эта тема раскрывается в главной его книге — романе «Мастер и Маргарита». Трагическая судьба гения, создавшего роман о Понтии Пилате, — это синтез десятков и сотен сломанных революцией творческих судеб. Мастер, великий провидец, гениальный писатель, не противостоит своей эпохе. Он просто не вписывается в нее и уже поэтому подлежит уничтожению. Он отстраняется от действительности, стремится подняться над ней, даже не пытаясь противостоять обстоятельствам. В последнем романе Булгакова в спор вступают не просто интеллигент и власть — сталкиваются вечное и сиюминутное.
Прослеживая судьбы русской интеллигенции на протяжении 1920-1930-х годов, Булгаков предъявляет обвинение не только власти, сгубившей цвет нации, но и самой интеллигенции, не сумевшей отстоять свои идеалы. Ведь если Турбины и выглядят рыцарями без страха и упрека, то ни профессор Преображенский, ни профессор Персиков, герой повести «Роковые яйца», таковыми не являются. Мастер, как с горечью признается в финале, заслужил покой, но не заслужил света.
Проблемы, затронутые Булгаковым, обозначившиеся еще в далекие революционные годы, не разрешены и поныне. Перемены, свершившиеся в нашем обществе, выдвинули на первый план вопрос о роли и судьбе интеллигенции. Вот почему размышления Булгакова помогают нам найти ответы на жгучие вопросы современности, помогают определить свое место в мире.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Интеллигенция и власть в произведениях Булгакова