Фантастика и реальность в романе М А Булгакова “Мастер и Маргарита”

Роман “Мастер и Маргарита” не укладывается в обычные схемы. В произведении причудливо переплетается реальное и фантастическое. С одной стороны, в романе представлена Москва 20-х гг., с другой – полумифические события в древнем Ершалаиме. Поэтому “Мастера и Маргариту” можно смело считать как бытовым, так и фантастическим романом.
Произведение Булгакова состоит как бы из двух романов. Один – из античной жизни (роман-миф), который пишет Мастер, и другой – о современной жизни и о судьбе самого Мастера, написанный в духе “фантастического

реализма”. Но это формально-структурное деление романа не закрывает очевидного, того, что каждый из этих романов не мог бы существовать отдельно, так как их связывает общая философская идея.
В “Мастере и Маргарите” автор пытается решить вопросы о жизни и смерти, добре и зле, о человеке, его совести и нравственных ценностях, без которых он не может существовать.
Гпавный герой романа – Мастер. Выиграв большую сумму денег, он покупает себе комнату, где уединяется, чтобы писать главный роман своей жизни, роман о жестоком пятом прокураторе Иудеи Понтии Пилате и бродячем философе Иешуа Га-Ноцри.
/> Перенесемся в далекий Ершалаим, во дворец прокуратора Иудеи. В белом плаще появляется он перед человеком лет 27, который обвиняется в подстрекательстве к разрушению ершалаимского храма. Арестант (звали его Иешуа) беззащитен, слаб физически, но силен духовно. У него своя жизненная философия: “злых людей нет на свете”, есть люди “несчастливые”, “правду говорить легко и приятно”. Ни страх, ни наказания не могут заставить его изменить свою идею добра и милосердия.
Понтий Пилат живет по своим законам: он знает, что мир разделен на властвующих и подчиняющихся им. И вдруг появляется некто, который думает иначе: “.рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины”. Несмотря на крамольные речи, Иешуа показался интересен прокуратору своей убежденностью, абсолютной независимостью разума и духа. На арестанта не действует ни атмосфера допроса, ни токи власти, идущие от Понтия Пилата. Как свободно он разговаривает с ним, самим прокуратором римским. Но Пилат, прежде всего, человек, и ничто человеческое ему не чуждо, в том числе сострадание. Он сразу убедился в невиновности Иешуа, даже попытался спасти новоявленного “пророка”. Но это оказалось невозможно, так как тот решительно не хотел отказываться от своей “истины”. Иешуа казнили.
А прокуратор продолжает мучиться. Мучение приходит к нему во сне, будто он идет с Иешуа по лунной дороге. Для Пилата очень важно поверить в то, что он не казнил философа, пусть даже во сне: “Само собой разумеется, что сегодняшняя казнь оказалась чистейшим недоразумением – ведь вот же философ, выдумавший столь невероятно нелепую вещь вроде того, что все люди добрые, шел рядом, следовательно, он был жив. И, конечно, совершенно ужасно было бы даже помыслить о том, что такого человека можно казнить. Казни не было! Не было! Вот в чем прелесть этого путешествия вверх по лестнице луны”.
Но пробуждение возвращает прокуратора в жестокую реальность.
Иешуа казнен. Но за что? Только ли за то, что нанес оскорбление величеству? Нет, он казнен за свою истину, за то, что верил в доброту людей.
Он отважился сказать свое слово о добре, отстаивать истину. И в давние эпохи политики именем интересов своих стран и народов играли в хитроумные политические игры, а народы тем временем жили


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Процессор берет программы и исходные данные для обработки.