Трагическое предвидение Блоком судьбы России в стихотворении «На поле Куликовом»
Однако тема трагического предвидения звучит в стихотворениях из цикла Родина, написанных задолго до войны 1914 года, в стихотворениях, объединенных темой, обозначенной в названии: «На поле Куликовом». Написаны эти стихотворения в 1908 году и посвящены одному из самых значительных событий русской истории. В 1912 году Блок писал: «Куликовская битва принадлежит, по убеждению автора, к символическим событиям русской истории. Таким событием суждено возвращение. Разгадка их еще впереди». Значение Куликовской битвы (восьмое сентября 1380 года)
— Река раскинулась.
— Течет, грустит лениво,
— И моет берега.
— Над скудной глиной же того обрыва
— В степи грустят стога.
— О Русь моя! Жена моя! До боли
— Нам ясен долгий путь!
— Наш путь стрелой татарской древней воли
— Пронзил нам грудь.
— Наш путь степной, наш путь — в тоске безбрежной.
— В твоей тоске, о, Русь!
— И даже мглы —
— Я не боюсь.
— Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами
— Степную даль.
— В степном дыму блеснет святое знамя
— И ханской сабли сталь.
— И вечный бой! Покой нам только снится
— Сквозь кровь и пыль.
— Летит, летит степная кобылица
— И мнет ковыль.
— И нет конца! Мелькают версты, кручи.
— Останови!
— Идут, идут испуганные тучи,
— Закат в крови!
— Закат в крови! Из сердца кровь струится;
— Плачь, сердце, плачь.
— Покоя нет! Степная кобылица
— Несется вскачь!
Стихотворение посвящено осмыслению исторической судьбы России. И судьба эта пророчески описывается автором как трагическая. Символом ее становится стремительно мчащаяся степная кобылица. Возникает традиционное для поэзии осмысление единства жизни людей и жизни природы. Сами природные явления здесь окрашены в трагический кровавый цвет («Закат в крови!»). Этот мотив встречается и в других стихотворениях цикла «Родина», например, в стихотворении «Петроградское небо мутилось дождем.»: «В закатной дали/ Были дымные тучи в крови». В стихотворении «Река раскинулась.» несколько раз меняется объект поэтической речи. Начинается оно как описание типично русского пейзажа; скудного и грустного. Затем звучит прямое обращение к России, и, надо сказать, в свое время оно многим показалось шокирующим — ведь А. Блок называл свою страну «О, Русь моя! Жена моя!».
Однако в этом нет поэтической вольности, есть высшая степень единения лирического героя с Россией, особенно если учесть смысловой ореол, данный слову «жена» символистской поэзией. В ней он восходит к евангельской традиции, к образу величавой жены. И, наконец, в финале стихотворения возникает новый объект обращения: «Плачь, сердце, плачь.» В стихотворении А. Блок употребляет авторское «мы», размышляя о судьбах людей своего поколения.
Они представляются ему трагическими, стремительное движение — это движение к гибели, вечный бой здесь не радостен, а драматичен. Теме стихотворения соответствует его интонационный строй, сам темп поэтической речи. Она начинается спокойно, даже замедленно, затем темп стремительно нарастает, предложения делаются короткими, в половину, а то и в треть поэтической строки (например: «Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами».).
Нарастают восклицательные интонации — это реализовано и на уровне синтаксическом: в семи строфах стихотворения автор семь раз употребляет восклицательный знак. Поэтическая речь здесь предельно взволнованна. Это ощущение создается и стиховым строем текста. Произведение написано разностопным ямбом, что придает ему особую динамичность и стремительность, передавая безудержный и страшный порыв, вечный бой, трагическое приближение к гибели.
Стихотворение А. Блока о России, прозвучавшее в те годы, когда судьба ее неуклонно приближалась к катастрофе, когда сама любовь к родине обретала внутренний драматизм, звучат сегодня удивительно современно и являет нам образец той мужественной всевидящей преданности своей стране, которая была воспринята поэтом от лучших традиций классической русской литературы.