Стихотворение Блока “О весна без конца и без краю”


Стихотворение Блока “О, весна без конца и без краю.” можно назвать переломным в мировоззрении и творчестве поэта. Оно было написано 24 октября 1907 года и вошло в цикл “Заклятие огнем и мраком”. Стихотворение проникнуто оптимизмом, полнотой жизнеощущения, имеет символическое значение, которое знаменовало наступление нового периода в истории России. Блоку были близки и поэзия М. Ю. Лермонтова, и трагическое обаяние его личности. Эта глубокая связь обнаруживается не только в эпиграфах, реминисценциях, парафразах из Лермонтова, но и в общности идейной направленности творчества поэтов, в сходстве самой манеры изображения действительности и поэтических приемов.
Замечено, что стихотворение “О, весна без конца и без краю.” написано под влиянием лермонтовской “Благодарности”, где подводится итог отношений поэта с “не принявшим” его миром. Как известно, у Лермонтова благодарность иронически переосмыслена в последних стихах, которые Блок не вводит в свой эпиграф: Устрой лишь так, чтобы тебя отныне Недолго я еще благодарил.
Сходство стихотворений только в самом “ключе” противоречивого изображения, различие – в их смысле: у Лермонтова это “благодарность” не за радости жизни, а за страдания, у Блока – оптимистическое восприятие жизни, мира, несмотря на его противоречивость и даже гибельность:
За мученья,


за гибель – я знаю
Все равно: принимаю тебя!
Композиционная структура стихотворения опосредует связь его идеи и речевых средств ее воплощения. Восприятие жизни воспринимается конструктивно как взаимодействие лирического “я” и жизни {мира):
Узнаю тебя, жизнь Принимаю!
И приветствую звоном щита!
Лирический герой обретает доспехи в аллегорически изображаемой “враждующей встрече” с жизнью, утоляющей жажду борьбы (последнее подчеркивается оптимистически звучащими словами “И приветствую звоном щита!”), ведущей к заветной мечте. Это борьба бескомпромиссная, борьба до конца. Сама жизнь предстает воплощенной в женский образ “с буйным ветром в змеиных кудрях” (“можно любить мать, сестру и жену в едином лице Родины – России”). Блок – поэт тонкой метафоры:
Перед этой враждующей встречей
Никогда я не брошу щита.
Никогда не откроешь ты плечи.
Но над нами – хмельная мечта!
Сложность и противоречивость жизни и мира изображается целой системой ее противопоставленных и взаимоисключающих друг друга сторон, противоположных эмоций их восприятия: неудача – удача, плач – смех, ненависть – любовь.
Важную конструктивную роль играют и другие противопоставления, подчеркивающие необъятность времени: бессонные споры (ночь) – утро, и пространства: веси – города. Та же мысль усиливается и атрибутами весны и мечты (“без конца и без краю”).
Сложность и противоречивость жизни и мира изображается целой системой их сторон. В стихотворении можно выделить – так называемые ключевые слова, опорные точки композиции и его идейного содержания. Здесь таким конструктивным элементом является глагольная форма “принимаю”, которая повторяется пять раз, организуя общий подчеркнутый ритм стихов. Его аналогами – контекстуальными синонимами выступают другие языковые средства: “приветствую”, “тебе мой привет”, “что взоры. пьянила весна”, “встречаю”, “не брошу щита”, “кляня и любя” и другие.
Целостность стихотворения, его смысловое и структурное единство организуются восприятием изображаемого мира лирическим героем, человеком своей эпохи, его переживаниями, эмоциями и волевыми импульсами, а также характером и типом речи.
Мысли и чувства лирического героя, его нравственная позиция получают преломления и оценку в образе автора как высшей “поэтической инстанции”, где мозаичные детали синтезируются в единое противоречивое целое: радость борьбы, готовность пойти на бой (“приветствую звоном щита”), готовность отдать всего себя изнурительной работе (“томления рабьих трудов”) и бессилие разгадать жизнь, узнать до конца ее тайны (“с неразгаданным именем Бога на холодных и сжатых губах”, “никогда не откроешь ты плечи”), противоречивое восприятие мира (“ненавидя, кляня и любя”). В идеологической, композиционной и языковой структуре стихотворения “О, весна без конца и без краю.” лирическое “я” само является, таким образом, предметом оценки и осмысления сущности человеческого бытия, смысла жизни – всего, что на протяжении веков волно-‘ вало людей, живущих на Земле.



1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Stylistic devices and expressive means.
Сейчас вы читаете: Стихотворение Блока “О весна без конца и без краю”