«.Чем больше я вглядывался, тем яснее я видел Христа»

Александр Блок — трагическая фигура в нашей национальной истории «потерянное дитя», — писала Зинаида Гиппиус. Он трагичен своей ролью романтика в революции, гения захваченного стихией и видевшего своими глазами «слепой и беспощадный русский бунт». Трагичен своим поздним понимание той цены, которую заплатила русская интеллигенция и вся Россия за бесовское наваждение — веру, что к светлому будущему можно придти через кровь, разрушения, новую «пугачевщину». Свидетель «страшных лет России», гениально отобразил русскую

революцию.
«Двенадцать» — самое важное, самое бессмертное блоковское творение, потому что он подводит итог безумному влечению русской интеллигенции идей революции. «Революционный пожар» новым светом озарил все творчество Блока, придал ему тревожный и мятежный смысл — жизнь и борьба человек «меж двух огней». Время окрасило «Двенадцать» в цвет кумача, сделало политическим манифестом в руках тех, кому нужно было как — то оправдать национальную трагедию 1917 года. Блок, хотя и приветствовал революцию в статье «Интеллигенция и революция», но не был политиком.
Поэма начинается словами:
/> Черный ветер, белый снег.
Ветер, ветер на всем белом свете!
В город ворвалась стихия, ветер, вселенский мировой. Ветер крепчает, сливается с вьюгой, «смеющийся в очи» человеку, и вместе они накрывают город. Вроде идет обычная жизнь: сугробы, на улицах лихачи, распахнуты двери кабаков, плакаты, кто — то кого — то убил, идут двенадцать солдат. И вместе с тем чувствуется, что сейчас происходит что — то важное: борются не на жизнь, а на смерть хаос и гармония, свет и тьма. Нет не двенадцать воплощают в себе идею гармонии, света. Где он, тот свет? В чем? Пока только ночная душа города. Лихорадочный, меняющейся от марша к городскому романсу, от романса к частушке, ритм поэмы как бы собирает всех жителей, все классы и сословия на огромную площадь, где решается их историческая судьба.
Какой странный у них вид:
В зубах цигарка, примят картуз,
На спину б надо бубновый туз.
Поэту видится на спинах его героев страшный знак каторги. Куда и зачем они идут? Почему радостно скандируют:
Свобода, эх, эх, без креста!
Кто они? Люди, готовые к разрушению и насилию «Выпить кровушку за зазнобушку». Им позабавиться не грех. Поэт, сам прошедший путь «вочеловечивания», дает шанс преодолеть злобу, снять накипь с души, очиститься в процессе революции. Должно же быть в них что — то человеческое, нельзя же все уничтожать! Ведь в человеке два начала: бесовское (черное) и Христово (белое). Блок, как романтик, был убежден, что из стихи должна родиться гармония. Но нет. Группу из двенадцати «апостолов» революции замыкает пес, не просто бездомная собачонка, а символ дикого, необузданного злого, жестокого. И только впереди, далеко, за снежной завесой, идет тот, от кого они отказались, сняв с себя крест, — Христос. А пока они сами удивляются: «Эка тьма!». Тьма вокруг них и в душах — тьма безверия и слепоты. А доказательство тому — убийство Катьки. Убийство из-за ревности, из-за душевной темноты и «дозволения» революции, делать что хочешь. Пролита кровь невинной жертвы. А сколько таких «Катек» убьют они на своем пути еще? Кровь на снегу — это трагедия, которой нет оправдания. Поэтому убийце стало стыдно «голову повесил». Блок считал, что память о Боге, называемая совестью, живет в каждом. Совесть уби

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)