Поэма «Двенадцать» — гимн революции или осуждение «свободы без креста»? (План)
Творческая судьба Александра Блока. (Первоначально художник элитарной культуры, оторванный от повседневности, живущий иллюзиями и отвлеченными идеями; постепенный поворот его к «образам жизни», отход от мифологических схем; прозрение относительно жестокостей и опасностей реального мира, ощущение социальных и бытовых контрастов; тяготение к правде жизни, тревожное ожидание общественных катастроф.)
Революция для Блока — возможность создания новых общественных отношений.(Принятие Октябрьской революции как живой стихии, разрушающей
Понимание Блоком противоречивости стихийных сил революции. (Крушение «старого мира» освобождает бурный поток человеческих страстей, мыслей, эмоций. Однако сможет ли устоять человек на ветру истории — вот что беспокоит автора с первых строк поэмы.)
Осуждение Блоком «свободы без креста», которая в конечном счете оборачивается несвободой.
Первый миг свободы — сокрушающая сила разрушения и абсолютного своеволия. (Опьянение вседозволенностью и безнаказанностью; отказ от моральных
Надежды Блока на то, что стихия революции сокрушит старый мир и поможет открыть новые духовные ценности. (Вера Блока в то, что старый мир, со всем его дряхлым скарбом — религией, культурой, искусством — кончен. Нужно слепо отдаться стихии революции, ибо только она спасет.)
«Двенадцать» — поэма ветра и пути. (Художественное содержание поэмы — преодоление темных мучительных страстей, нравственное прозрение и победа над всеми ветрами; путь, пройденный героями поэмы, долог и труден; только во внутреннем преображении человека — залог достижения нравственного идеала.)