Судьба человека в стихах «На железной дороге»
В стихах «На железной дороге» Л. И. Тимофеев видел живую связь с. некрасовской традицией. Она и в образе покинутой девушки, и в прямом сходстве других участников драмы: «.гусар, из окна скользнувший по ней «улыбкой нежною», близок проезжему корнету из. «Тройки» («На тебя. загляделся проезжий корнет»)». Блоку близка боль русской литературы по униженным и обездоленным. Судьба человека, одинокого в шумной толпе и в «звенящей тишине» земного пространства, близка Блоку, в ней для него скрыта и личная драма трагического одиночества
Раскрывая в доступной для нас форме понятия символа, его необычность в творчестве Блока, обратим их внимание на высказывание М. Горького: поэт стремился к такому отражению действительности, когда искусство «возвышается до одухотворенного и глубокого, продуманного символа». Десятиклассники вспомнят хорошо знакомые им символические образы русской и мировой литературы: Прометея Эсхила и Фауста
— Простим угрюмство — разве это
— Сокрытый двигатель его?
— Он весь — дитя добра и света,
— Он весь — свободы торжество!
После освоения учащимися понятия символа последовательно обращаемся к сложным историко-теоретическим представлениям о символизме. Хотя это литературное течение характеризуется творчеством своеобразных, во многом различных западноевропейских и русских писателей, в их подходе к художественному показу действительности существуют объединяющие черты. Выступая против приземленности, бытовизма в искусстве, они стремились поставить на место так называемого традиционного образа в литературе символ. Символ отвечает стремлению художников обобщенно изобразить и оценить действительность, человека, тенденции времени. Предпосылки теоретиков символизма были подчас умозрительны и идеалистичны, нередко реакционны. Так, символисты доказывали непознаваемость мира, считали поэзию явлением сверхчувственным, неподвластным человеческому разуму. Творчество писателей этого течения всегда было значительно шире теоретических установок.
Подчеркнем, что для российских «теоретиков» символизма творчество Блока представляло особый интерес, и черты «русского символизма» выводились из своеобразия его поэзии. Находясь под воздействием философа Вл. Соловьева, будто бы развивающего дуалистические начала учения о душе древнегреческого ученого Платона, Блок некоторое время примыкал к символизму, общался с его «вождями» 3. Гиппиус и Д. Мережковским. Однако творчество его всегда было шире подобных теорий, а вскоре он сам понял односторонность и ограниченность символизма. «Никаких символизмов больше нет. Один отвечаю за себя»,- записал поэт в дневнике (февраль 1913 г.). В эпоху Октября пути Блока и символистов разошлись и эстетически, и политически, о чем убедительно свидетельствует его революционная поэма «Двенадцать».