Тема революции в поэме Блока “Двенадцать” (План-сочинение)

Своеобразие поэтического мира Блока. Поэтическое творчество Блока проникнуто поиском Идеала, Красо­ты, Гармонии в несовершенном мире. “Мировой пожар” ре­волюции мыслится поэтом как очищающая и возрождаю­щая стихия. Искренняя вера в справедливое преобразование общественного мироустройства заставляла Блока при­зывать в статье “Интеллигенция и революция”, которая уви­дела свет в то же время, что и поэма: “Всем телом, всем серд­цем, всем сознанием – слушайте Революцию”. Как писала в своих воспоминаниях М. А. Бекетова, в то время поэт “хо­дил молодой, веселый, бодрый, с сияющими глазами – и прислушивался к той “музыке революции”, к тому шуму от падения старого мира, который непрестанно раздавался у него в ушах, по его собственному свидетельству.”.
Образ революционной эпохи в поэме Блока “Двенад­цать”. Обобщенный образ революции на страницах поэмы со­здается всей гаммой художественных средств, используемых автором. Внутренняя дисгармония чувствуется во всем: в ритмике, образах, самом стиле произведения, – все это под­чинено одной авторской цели – представить эпоху слома, хаоса. Не случайно Ахматова назвала Блока “тра­гическим тенором эпохи”. Мотив ветра, гуляющего “на всем белом свете”, становится лейтмотивным, придавая изобра­жаемому времени черты стихийного начала – это и есть са­ма

революция. Она вбирает в себя и стихию мира природы, и стихию человеческих страстей (даже убийство Катьки яв­ляется стихийным поступком героя). Но вот останется эта стихия разрушительной или сможет преобразоваться в сози­дательное начало? Возможны ли гармония и достижение идеала через пролитие крови? Сам образ Христа становится символом нового времени, где отношения между людьми будут строиться на основе вечных ценностей, братской люб­ви. Появление в заключительной части поэмы образа Хрис­та с кровавым флагом предлагает несколько трактовок фина­ла: кровь – революция, трагедия, Христос – спасение, выс­шая справедливость. Сам Блок не давал однозначного решения финалу: “Когда я кончил, я сам удивился: почему Христос? Неужели Христос? Но чем больше я вглядывался, тем яснее видел Христа. И тогда же я записал у себя: “К со­жалению, Христос”, а затем – “Что Христос идет перед ни­ми – несомненно”.Особенности композиции и художественное своеобразие поэмы “Двенадцать”. Жанровое своеобразие поэмы связано с раскрытием эпи­ческого сюжета и реализацией в рамках произведения лири­ческих принципов композиционного строения “Двенадца­ти”. Поэма представляет собой некий калейдоскоп лиц и со­бытий (из 12 главок), на фоне которых предстает судьба Петьки. Страдания и исторические потрясения, по замыслу автора, должны привести героя нового мира к преображе­нию.
Игра на контрасте цвета (черного – цвета не только зла, но и хаоса, и белого – цвета чистоты и созидающего начала) и ритма усиливает символическое значение образов в худо­жественной ткани поэмы, а включение разножанровых тем расширяет многоголосие хаотического мира, представлен­ного в поэме. Полифония становится ведущим приемом: в многоголосье звучат песни и частушки, марши и призывы, просторечье (етажи, толстозадая, жрали, нос повесил и др.) соседствует с высоким слогом (Революцьонный держите шаг! Неугомонный не дремлет враг).
Поэма “Двенадцать” стала одним из знаковых произведе­ний своего времени и вызвала множество споров. Она стала первой попыткой поэтически осмыслить произошедший слом эпохи. Сам же автор отмечал, что не стоит увязывать поэму только с политикой: “. в январе 1918 г. я в последний раз отдался стихии не менее слепо, чем в январе 1907 или в марте 1914. Оттого я и не отрекаюсь от написанного тогда, что оно было писано в согласии со стихией: например, во время и после окончания “Двенадцати” я несколько дней ощущал физически, слухом, большой шум вокруг – шум слитный (вероятно, шум от крушения старого мира). Поэто­му те, кто видит в “Двенадцати” политические стихи, или очень слепы к искусству, или сидят по уши в политической грязи, или одержимы большой злобой, – будь они враги и друзья моей поэмы”.




1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Основные особенности античной литературы.
Сейчас вы читаете: Тема революции в поэме Блока “Двенадцать” (План-сочинение)