Тема революции в поэме Блока «Двенадцать» (План-сочинение)
Своеобразие поэтического мира Блока. Поэтическое творчество Блока проникнуто поиском Идеала, Красоты, Гармонии в несовершенном мире. «Мировой пожар» революции мыслится поэтом как очищающая и возрождающая стихия. Искренняя вера в справедливое преобразование общественного мироустройства заставляла Блока призывать в статье «Интеллигенция и революция», которая увидела свет в то же время, что и поэма: «Всем телом, всем сердцем, всем сознанием — слушайте Революцию». Как писала в своих воспоминаниях М. А. Бекетова, в то время
Образ революционной эпохи в поэме Блока «Двенадцать». Обобщенный образ революции на страницах поэмы создается всей гаммой художественных средств, используемых автором. Внутренняя дисгармония чувствуется во всем: в ритмике, образах, самом стиле произведения, — все это подчинено одной авторской цели — представить эпоху слома, хаоса. Не случайно Ахматова назвала Блока «трагическим
Игра на контрасте цвета (черного — цвета не только зла, но и хаоса, и белого — цвета чистоты и созидающего начала) и ритма усиливает символическое значение образов в художественной ткани поэмы, а включение разножанровых тем расширяет многоголосие хаотического мира, представленного в поэме. Полифония становится ведущим приемом: в многоголосье звучат песни и частушки, марши и призывы, просторечье (етажи, толстозадая, жрали, нос повесил и др.) соседствует с высоким слогом (Революцьонный держите шаг! Неугомонный не дремлет враг).
Поэма «Двенадцать» стала одним из знаковых произведений своего времени и вызвала множество споров. Она стала первой попыткой поэтически осмыслить произошедший слом эпохи. Сам же автор отмечал, что не стоит увязывать поэму только с политикой: «. в январе 1918 г. я в последний раз отдался стихии не менее слепо, чем в январе 1907 или в марте 1914. Оттого я и не отрекаюсь от написанного тогда, что оно было писано в согласии со стихией: например, во время и после окончания «Двенадцати» я несколько дней ощущал физически, слухом, большой шум вокруг — шум слитный (вероятно, шум от крушения старого мира). Поэтому те, кто видит в «Двенадцати» политические стихи, или очень слепы к искусству, или сидят по уши в политической грязи, или одержимы большой злобой, — будь они враги и друзья моей поэмы».