Мотив стихотворения Блока «На железной дороге»

В стихотворении описан трагический случай — самоубийство молодой женщины, Но ограничивать только этим значение одною из шедевров лирики Блока не станет, вероятно, ни одни десятиклассник. Перед нами раскрывается во всем своем трагизме безрадостная, горькая судьба несчастной женщины. Несмотря на просьбу поэта: «Не подходите к ней с вопросами»- читатель невольно ставит перед собой эти вопросы. И, как увидим, получает в стихотворении исчерпывающие ответы на них. После внимательного чтения у нас уже складывается вполне определенное представление

о причинах трагедии молодой женщины. Почти готовое, сложившееся читательское представление можно только проверить, уточнить, закрепить, поставив несколько вопросов.
Какие же вопросы возникают у нас при чтении стихотворения «На железной дороге» и какие ответы дает на них поэт? Каков характер приведенных в стихотворении деталей и как помогают они понять судьбу погибшей женщины? Где происходит действие? Конечно же, на каком-то маленьком, глухом полустанке. «Во рву некошенном», «за ближним лесом», платформа безлюдна: из окон нагона видно лишь «ее» да стоящего рядом жандарма, тут же «сад
с кустами блеклыми». Поезда здесь, очевидно, редко и ненадолго останавливаются, вагоны идут мимо «привычной линией». Читатель не замечал отсутствия каких-то частных деталей, скажем, пня полустанка, дороги, губернии или уезда, они ничего не прибавили бы к стихотворению. А то, что несчастный случай произошел именно на глухом полустанке, это далеко не безразлично для понимания судьбы героини. Читатель, зная об этой глуши, сможет глубже почувствовать безнадежное одиночество женщины.
Видно ли из стихотворения, что женщина не раз выходила на платформу, не раз пыталась найти свою судьбу? Конечно, она немало сделала таких безрезультатных попыток. И в этом нас убеждают следующие строчки стихотворения: «Бывало, шла походкой чинною», «так много отдано поклонов, так много жадных взоров кинуто», «лишь раз гусар. скользнул но ней улыбкой нежною.».
Какое место в жизни молодой женщины занимали эти воображаемые встречи? Какие надежды она возлагала на них? Об этом можно судить по описанию ее внутреннего состояния. «Ждала, волнуясь», «много жадных взоров кинуто», еще одни проехавший мимо поезд «свистит, ей сердце разрывая». Пустыми мечтами, несбывшимися надеждами, людским равнодушием «давно уже сердце вынуто». Мечты о счастье, многочисленные попытки найти спою судьбу всегда наталкивались на холодное равнодушие, безразличие окружающих. Об этом можно рассказать, если вдумаются в значение очень емкого эпитета «пустынные глаза вагонов». Там, за стеклами нагонов — хотя бы даже и переполненных — все равно пустыня, безлюдье.
Если кто и посмотрит из пустынных окон, то заметит ее, как замечают любой попавшийся на глаза предмет. Вряд ли кто заинтересуется, почему женщина подолгу стоит на платформе, о чем думает, каково ее состояние. Можно ли считать героиню стихотворения «На железной дороге» с ее мечтами о счастье каким-то исключением? В стихотворении есть очень емкая, многозначительная фраза: «Так мчалась юность бесполезная, в пустых мечтах изнемогая.». Она заставляет нас подумать о юности — быстропроходящие, о мечтах — часто несбывшихся. Стало быть, не только у этой одной «красивой и молодой» мечты оказались пустыми и бесплодными. Так частный случай приобретает обобщающий характер.
Интересно будет узнать, что Блок сопровождал стихотворение «На железной дороге» следующим примечанием: «Бессознательное подражание эпизоду из «Воскресения» Толстого: Катюша Маслова на маленькой станции видит в окне Нехлюдова на бархатном кресле ярко освещенного купе первого класса». Можно вспомнить и пересказать этот эпизод или же прочесть в классе отрывок из романа Л. Толстого («Воскресение», часть I, глава XXXVII). «Он в освещенном вагоне на бархатном кресле сидит, шутит, пьет, а я вот здесь, в грязи, в темноте, под дождем и ветром стою и плачу»; «Пройдет поезд — под вагон, и кончено»; «.И с этого дня в ней начался тот душевный перелом, вследствие которого она сделалась тем, чем была теперь».
Что же общего мы находим в стихотворении Блока и в приведенном отрывке из романа Л. Толстого? И в одном и в другом случае действие происходит на маленькой станции, за лесом. Девушка видит в окне нагона беззаботного офицера в бархатном кресле. Пораженная равнодушием, бесчеловечностью, она думает о самоубийстве. Все это дало Блоку основание называть стихотворение «На железной дороге» подражанием эпизоду из «Воскресения».
При всем сходстве ситуации немало есть и непохожего, своеобразного в судьбе женщин, описанных Толстым и Блоком. Катюша Маслова прибежала один раз на станцию, чтобы увидеться с любимым человеком. Героиня Блока неоднократно выходила на платформу, мечтая о какой-то непредвиденной, случайной встрече.
В романе «Воскресение» Л. Толстой показал трагическую судьбу Катюши Масловой во всех ее индивидуальных, конкретных проявлениях. Однако специфика, характер изображения действительности в произведении реалистической прозы и в лирическом стихотворении различны. Образ в лирике бывает обычно лаконичным и поэтому более емким и обобщающим, чем в эпическом. Он дает возможность читателю самому домысливать недосказанное, наполнять его своим содержанием. Лирическое произведение рассчитано па т. чтобы вызвать у читателя созвучное настроение, сопереживание, ответные чувства. А потому введение каких-то частных, случайных деталей «привязывало» бы Стихотворение к определенному единичному факту и тем сужало бы его значение.
Характер изображения героини в стихотворении «На железной дороге» обусловлен не только законами жанра лирического произведения, но и личностью поэта, его индивидуальной творческой манерой. Символика, романтические мечты — чаще всего несбыточные — характерны для многих стихотворений Блока. Проезжающий мимо поезд часто был связан в сознании Блока с мыслями об ушедшем счастье, о несбывшихся мечтах. Этот образ — проходящий мимо поезд — в стихотворении «На железной дороге» помогает правдиво, психологически убедительно объяснить трагедию одинокой несчастной женщины. Это правдивое изображение душевного мира героя, психологическая мотивировка поступков не менее важны в художественном произведении, чем точное, достоверное описание отдельных бытовых подробностей.
Современников Блока поражало его уменье раскрыть женскую душу и вместе с тем показать страшную судьбу, на которую обречены многие женщины в России. Об этом писала артистка О. Азовская, вспоминая чтение стихотворения «На железной дороге» самим автором. Интересные мысли о стихотворении Блока высказывал один из старейших и опытнейших мастеров советской поэзии М. Исаковский. Разбирая стихотворение одного начинающего поэта, он ссылался на четверостишие из блоковского стихотворения «На железной дороге». У Блока сказано так:
— Вагоны шли привычной линией,
— Подрагивали и скрипели,
— Молчали желтые и синие,
— В зеленых плакали и пели.
В этих четырех строчках. дана картина всей дореволюционной России. С одной стороны,- Россия нищая, голодная, которая «плачет и поет», гонимая нуждой в дальние края, и с другой стороны,- Россия самодовольных богачей, сановников, едущих в «желтых» и синих» вагонах, то есть в вагонах первого и второго класса. Стихотворение «На железной дороге» вносит черты реальной повседневности в абстрагированный образ родины, выступающей в поэзии Блока то в виде девушки «разбойной красы», то Жены или Невесты, то в признаках ее пейзажа с перелесками, куда-то бегущими дорогами. То в символическом облике степной кобылиц, неудержимо летящей вдаль, быть может, туда же, куда унеслась гоголевская птица-тройка»!

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Мотив стихотворения Блока «На железной дороге»