Эволюция темы родины в поэзии А. Блока
Александр Александрович Блок — гениальный поэт XX в., один из самых выдающихся представителей русского символизма. Его стихи завораживают своей стремительностью, выразительностью, необычной красочностью. Анна Андреевна Ахматова писала: «Блок не только величайший европейский поэт первой четверти XX в., но и человек-эпоха».
Главной темой в творчестве Александра Александровича Блока является тема Родины. О чем бы он ни писал — все это было о России. Начало этой темы звучит в стихотворениях «Осенняя воля» и «Русь». Чувство
Над печалью нив твоих заплачу, Твой простор навеки полюблю. Много нас- свободных, юных, статных — Умирает не любя. Приюти ты в далях необъятных! Как и жить и плакать без тебя! В стихотворении «Русь», которое было написано в 1906 г., главное в образе Родины — это тайна. У Блока возникает ассоциация России
Страна почивает в дремоте, сохраняя завораживающую таинственность и сказочность: Так — я узнал в своей дремоте Страны родимой нищету, И в лоскутах ее лохмотий Души скрываю наготу.
В более позднем творчестве Россия из Возлюбленной превращается в Жену: «О Русь моя! Жена моя!» Слово «жена» в лирике Блока многозначно. «Жена» — поэтический идеал, та «Вечная Женственность», которая «спасет мир». А еще женщина.- это ветер, это простор. В этом стихотворении («Река раскинулась») Русь предстает перед нами в образе степной кобылицы, которая мчится сквозь кровь и пыль:
И вечный бой! Покой нам только снится Сквозь кровь и пыль. Летит, летит степная кобылица И мнет ковыль.
И нет конца! Мелькают версты, кручи. Останови!
Идут, идут испуганные тучи, Закат в крови!
Закат в крови! Из сердца кровь струится! Плачь, сердце, плачь. Покоя нет! Степная кобылица Несется вскачь!
Здесь Родина для Блока буйная, хаотическая, хмельная.
В стихотворении «Россия» Блок вновь признается в любви к отчизне. Образ Родины у поэта словно оживает в облике женщины, сильной и невероятно прекрасной. Образ этот динамичен, он словно раздваивается, переходит, перетекает из одного русла в другое: сначала это Россия, потом женщина «с разбойной красотой» и нелепой судьбой, затем снова Россия, Родина, просторы — «лес да поле», а после опять женщина — «плат узорный до бровей». Через все стихотворение проходит мотив дороги, тоски, но вместе с ним и уверенности, что у многострадальной родины поэта есть будущее, гордости за нее. Только Блок может полюбить такую Россию и признаться ей: Опять, как в годы золотые, Три стертых треплются шлеи, И вязнут спицы расписные В расхлябанные колеи. Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые, — Как слезы первые любви! В более позднем творчестве тема родины у Блока стала связываться с духовно-нравственным мотивом и образом Христа, а не только с идеалом Вечной Женственности. Часто эти два образа сливаются:
О том, что было, не жалею, Твою я понял высоту: Да. Ты — родная Галилея Мне — невоскресшему Христу.
И пусть другой тебя ласкает, Пусть множит дикую молву: Сын Человеческий не знает, Где преклонить ему главу.
Образ Христа в творчестве Блока, с одной стороны, лирический, а с другой — эпический, народный. О таком Христе Блок говорит в стихотворении «Родина»: Когда-то там, на высоте, Рубили деды сруб горячий И пели о своем Христе.
В образе Христа, весть о котором идет из темной России, нет смирения, он несет возмездию И капли ржавые, лесные, Родясь в глуши и темноте, Несут испуганной России Весть о сжигающем Христе.
Совершенно иной представляется Родина в стихотворении «Новая Америка». Если в раннем творчестве Блока мы видим нищую, бедную Россию, то теперь перед нами предстает Россия, кот
Смогла подняться, обрести необходимую мощь, встать вровень с передовыми государствами. Автор серьезно размышлял о том, какую роль национальная промышленность может играть в «великом вам рождении» России. «Будущее России, — писал он, — лежит в еле еще тронутых силах народных и подземных богатств». В последних строфах гениальный поэт говорит о том, что ископаемые богатства родины помогут ее обновлению:
Черный уголь — подземный мессия, Черный уголь — здесь царь и жених, Но не страшен, невеста, Россия,
Голос каменных песен твоих! Уголь стонет, и соль забелелась, И железная воет руда. То над степью пустой загорелась Мне Америки новой звезда!
Однако Блоку чужда идеализация образа Родины. В период патриотического подъема, в начале Я войны, когда патриотические гимны звучали повсюду, поэт пишет стихотворение, которое потрясло я всех своей прямотой, — «Грешить бесстыдно, беспробудно.» Страшные, уродливые образы рисуют картины духовно убогой жизни, жизни греха, пьянства, лицемерия и ханжества. Это храмы с «заплеванным полом», иконы в бедных окладах. А тот, кто оставил в церкви «грошик медный», на этот же грош и обманет кого-нибудь. Тот, кто клал поклоны, отпихнет «пса голодного» ногой от двери, будет «под Я лампадой у иконы» пить чай и пересчитывать деньги из «пузатого комода», а потом забудется на пуховых перинах в «тяжелом сне». Уродливая, страЩная картина: И под лампадой у иконы Пить чай, отщелкивая счет, Потом переслюнить купоны, Пузатый отворив комод,
И на перины пуховые В тяжелом завалиться сне. Да, и такой, моя Россия, Ты всех краев дороже мне.
Какой бы ни представала перед нами Родина в творчестве Блока — нищей, убогой, мятежной или богатой, — во всех стихотворениях поэта мы чувствуем его любовь к России. Он готов любить то, что до него не прощал никто. Это и есть подлинная любовь, любовь не «благодаря», а «вопреки», любовь не за что-то, а просто так. Это действительно любовь. И в этой безграничной любви Александр Александрович Блок стал великим национальным поэтом, поэтом-символистом, поэтом, чье имя останется надолго у каждого на устах, поэтом, имевшим право говорить от лица поколения: «Мы — дети странных лет России».