Куприн в своей повести “Олеся” обращается к романтической теме “естественного человека”, имеющей давнюю традицию в русской литературе. Пушкинская “дева гор”, “Земфира” из “Цыган”, лермонтовская Бэла из одноименной повести, открывающей роман “Герой нашего времени”, Марьяна из толстовских “Казаков” – йог неполный перечень женских литературных образов, связанных с этой темой. При всем несходстве названных героинь их объединяет нечто общее: цельность характера, ясность ума, нравственная чистота. Героини, выросшие в природной среде, не испорченные дурным влиянием городской цивилизации, – это духовно независимые, внутренне свободные личности. Они способны к сильным чувствам, к самоотверженной любви, но любовь оборачивается для них бедой. Встреча с представителем светского общества или, как в “Олесе”, городской интеллигенции – разрушает их жизнь.
У Куприна его героиня, взращенная матерью-природой, противопоставлена не только “городскому” человеку – Ивану Тимофеевичу (от лица которого ведется повествование), ( по и жителям деревни. Сознание крестьян опутано вековыми предрассудками, они верят в порчу, в действенность заклятия, в надежность гадания. Мануйлиху – старую бабку Олеси – выгнали когда-то из деревни из-за того, что у молодицы, поссорившейся со старухой-знахаркой, заболел и умер ребенок: “.а-то хлопцы ведьмаку и прогнали, пусть ей очи повылазят.”
Ивану Тимофеевичу не терпится познакомиться с “колдуньей” – оп ведь и приехал в этот отдаленный уголок Волынском губернии с тем, чтобы набраться впечатлений для своих будущих книг. Визит к Мануйлихе вначале разочаровывает его. Ничего необычного (“.ни совы, пи черного кота”) нет и в обстановке ее дома, разве что с печки глядят “два рябых солидных скворца”, а на степах вместо “обычных охотников с зелеными усами и фиолетовыми собаками и портретов никому не ведомых генералов” висят пучки сушеных трав и корешков. Однако и живые скворцы па печке, и отсутствие в избе “обычных” украшений (о которых автор говорит с ноткой иронии) – этих наивных знаков принадлежности к “цивилизации” – важные летали, указывающие на равнодушие хозяйки к мнимым ценностям культуры.
Нет ничего искусственного, демонстративного, лживого и в Олесе. Вначале Иван Тимофеевич слышит ее “свежий, звонкий и чистый” голос, а затем появляется рослая смеющаяся девушка, которая несет в переднике голодных птенцов:...

“Смотри, бабушка, зяблики опять за мной увязались. посмотри, какие
Смешные. Голодные совсем”. В портрете героини автор подчеркивает естественную красоту девушки, указывает на черты, позволяющие судить о ее характере. Олеся “держалась легко и стройно – Просторная белая рубаха свободно и красиво обвивала ее молодую, здоровую грудь”, особая прелесть ее лица заключалась в “большие блестящих, темных глазах, которым тонкие, надломленные посередине брови придавали оттенок лукавства, властности и наивности”.
Олеся наделена особой силой, позволяющей ей затворять кровь, предсказывать судьбу, заставлять человека спотыкаться па ровном месте или на расстоянии нагнать на него страх. С точки зрения Ивана Тимофеевича, способности Олеси объясняются тем, что ей “доступны те бессознательные, инстинктивные, туманные, добытые случайным опытом, странные знания”, которые, опередив науку, живут в народе, “передаваясь как величайшая тайна из поколение в поколение”.
Каким бы пи был источник Олесиного “чародейства”, она от рождения наделена ясностью ума, наблюдательностью, интуицией – качествами, которые в естественной среде, где росла Олеся под присмотром любящей, мудрой бабушки, не могли быть затемнены дурным воспитанием, фальшивыми устоями общества и получили достойное развитие. Возможно, именно интуиция и наблюдательность позволили Олесе дать точную характеристику Ивану Тимофеевичу, “предсказать судьбу”, которая его ожидает. “Человек вы хотя и добрый, но только слабый. Доброта ваша не I хорошая, не сердечная. Слову вы своему не господин”, – говорит девушка своему собеседнику.
С Олесей купринский герой переживает самые счастливые в его жизни минуты “чистого, полного, всепоглощающего восторга”. Ради любимого Олеся готова выдержать самое страшное для нее, “колдуньи”, испытание – пойти в церковь. Происходит ситуация, когда Иван Тимофеевич должен преодолеть лень своего сердца, о которой говорила Олеся, обязан предугадать дальнейший ход событий. Но этого не происходит. Озверевшая толпа избивает девушку, и Олеся навсегда исчезает из его жизни, оставив после себя лишь нитку дешевеньких бус – память о ее “нежной, велико – душной любви”.
В образе Олеси автор выразил идеал человека, идеал женщины. Горожанину-интеллигенту, с его нечуткостью, нерешительностью и неспособностью слышать голос собственного сердца, противопоставлена героиня, кровно связанная с природным бытием, черпающая из жизни природы и огромные жизненные силы, и мудрость души.




1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Тема “естественного человека” в повести А. И. Куприна “Олеся”