Образ матери страдалицы в поэме Анны Ахматовой “Реквием”

Года сталинских репрессий были ужасным периодом в жизни советского народа: миллионы лучших людей объявлялись “врагами народа”, исчезали безследно, попали в тюрьмы. О них можно было говорить лишь шепотом, от родных “врагов народа” отворачивались. Не прошла эта горькая чаша и семью Анны Ахматовой. Еще в 1920 г. был расстрелян большевиками ее первый муж Н. Гумилев, известный русский поэт, в прошлом офицер царской армии. 1935 г. за “нетрадиционную” деятельность были арестованные ее сын Лев Гумилев и второй муж; М. Пунин. После письма Ахматовой к Сталину их освободили. Тем не менее 1939 г. Льва Гумилева арестовали вторично.
Приговор – десять лет исправительно-трудовых лагерей. Ахматова пережила длинные года отчаяния и страха. И таких людей были миллионы. Поэтому поэма о пережитых страданиях, которую Ахматова пообещала написать одной из таких измученных женщин “с голубыми губами”, является голосом целого народа. Изображая всенародную трагедию, Ахматова персонифицирует образ народа в образах матери и сына. Насильнический разрыв между ними приводит к нарушению гармонии – основы основ. Боль раненной матери не уравнять ни с чем, и только через ее скорбь можно вообразить большую трагедию той эпохи.
– Приговор. И сразу слезы хлынут,
– Вот от всех уже отделена,
– Словно с болью жизнь из сердца вынут,
– Словно грубо навзничь опрокинут,
– Но идет. Шатается. Одна.
Горе матери настолько безграничное, что она смотрит на него словно отстраненно, ей не верится, что она сможет все выдержать. И польется над закованной страхом горя страной вопль души матери:
– Семнадцать месяцев кричу,
– Зову тебя домой,
– Бросалась в ноги палачу,
– Ты сын и ужас мой.
Жизнь матери без сына теряет свой смысл, наверное, легче было бы умереть, не терпеть такое горе. И она находит в себе мужество идти этим крестным путем, как когда-то Богоматерь сопровождала своего сына в его страданиях. Через это органически вплетается в поэму раздел о смертной казни Иисуса Христоса:
– Магдалина билась и рыдала,
– Ученик любимый каменел,
– А туда, где молча Мать стояла,
– Так никто взглянуть и не посмел.
Когда распяли Иисуса, то даже те, кто кричали: “Распни его, распни”, не могли взглянуть на Мать, так как ее страдание – это более всего бедствие на земле.
Страх потерять сына делает счастливые, теплые материнские лица застывшими, скорбными. Героиня поэмы собственными глазами видела,
– .как опадают волосы,
– Как из-под век проглядывает страх,
– Как клинописи жесткие страшны
– Страдание выводят на шоках,
– Как локоны из пепельных и черных
– Серебряными делаются вдруг.
Поминая всех умерших в эпилоге поэмы, автор концентрирует внимание на оскорблении матери как обобщенном образе всех женщин. Они разные извне, за характером, за силой воли, но всех их соединило одно горе, постигла одна судьба. В каждой из них Ахматова находить что-то свое, а в себе – каждую из них:
– Для них соткала я широкий покров
– Из бедных, у них же подслушанных слов,
– О них вспоминаю всегда и везде,
– О них не забуду и в новой беде.
Правдивое произведение Анны Ахматовой о жизни советского народа в 30-те года XX ст. смогло выйти из печати на ее родине лишь 1988 г., когда прошло уже много лет после смерти автора поэмы. “Реквием”, написанный в 1935- 1940-х гг., жил необыкновенной жизнью – лишь в сердцах и в памяти людей, которым поэт тайно, шепотом доверил “слово” правды о смертной эпохе и про живую человеческую душу, которую нельзя убить.




1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Какими характеристиками отличаются друг от друга винчестеры.
Сейчас вы читаете: Образ матери страдалицы в поэме Анны Ахматовой “Реквием”