Проблематика и художественное своеобразие поэмы А Ахматовой «Реквием»

Хотела бы всех поименно назвать,
Но отняли список и негде узнать.
Для них создала я широкий покров
Из бедных, у них же подслушанных слов.
Главным творческим и гражданским достижением Ахматовой стало создание ею поэмы Реквием. Поэма состоит из нескольких стихотворений, связанных друг с другом одной темой, темой памяти о тех, кто в тридцатые годы оказался в тюремных застенках, и о тех, кто мужественно перенес аресты родных, смерть близких и друзей, кто пытался помочь им в трудную минуту.
В предисловии А. Ахматова рассказывает об

истории создания поэмы. Описать все ужасы ежов-щины попросила ее незнакомая женщина, так же, как и Ахматова, стоявшая в тюремных очередях в Ленинграде. И Анна Андреевна откликнулась. А иначе и не могло быть, ведь, как она сама говорит:
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был.
Репрессии годов обрушились не только на друзей, но и на семью Ахматовой: был арестован и сослан сын Лев Гумилев, а затем и муж Н. Н. Пу-нин, а ранее, в 1921 году, был расстрелян первый муж Анны Андреевны Н. Гумилев.
Муж в могиле, сын в тюрьме,
Помолитесь обо мне.
Пишет она в Реквиеме, и слышится в этих строках мольба несчастной
женщины, потерявшей своих близких. Перед этим горем гнутся горы, читаем мы в Посвящении к поэме, и понимаем, что для тех, кто слышал лишь ключей постылый скрежет да шаги тяжелые солдат, уже никогда не будет ярким солнечный свет, свежим ветер.
Во Вступлении Ахматова рисует яркий образ Ленинграда, который представлялся ей болтающимся привеском возле тюрем, осужденных полки, которые шли по улицам города, звезды смерти, стоявшие над ним. Кровавые сапоги и шины черных марусь (так называли машины, приезжавшие по ночам арестовывать горожан) раздавили безвинную Русь. И она лишь корчится под ними.
Перед нами проходит судьба матери и сына, образы которых соотнесены с евангельской символикой. Ахматова расширяет временные и пространственные рамки сюжета, показывая общечеловеческую трагедию. Мы то видим простую женщину, у которой ночью арестовывают мужа, то библейскую Мать, Сына которой распяли. Вот перед нами простая русская женщина, в памяти которой навсегда останется плач детей, оплывшая свеча у божницы, смертный пот на челе любимого человека, которого уводят на рассвете. Она будет плакать по нему так же, как когда-то под стенами Кремля плакали стрелецкие женки. То вдруг пред нами образ женщины, так похожей на саму Ахматову, которая не верит, что все происходит именно с ней насмешницей, любимицей всех друзей, царскосельской веселой грешницей. Разве могла она когда-нибудь подумать, что будет стоять трехсотой в очереди в Кресты. А теперь вся ее жизнь в этих очередях:
Семнадцать месяцев кричу,
Зову тебя домой,
Кидалась в ноги палачу,
Ты сын и ужас мой.
Не разобрать, кто зверь, кто человек, ведь арестовывают невинных людей, и все мысли матери невольно обращаются к смерти.
А потом звучит приговор каменное слово, и надо убить память, сделать окаменелой душу и снова учиться жить. И мать вновь думает о смерти, только теперь о своей. Она кажется ей спасеньем, и не важно, какой она примет вид: отравленного снаряда, гирьки, тифозного чада, главное, что она избавит от страданий и от душевной пустоты. Эти страдания сравнимы лишь со страданиями Матери Иисуса, также потерявшей Сына.
Но понимает Мать, что это только безумие, ведь смерть не позволит унести с собой
Ни сына страшные глаза Окаменелое страданье, Ни день, когда пришла гроза, Ни час тюремного свиданья, Ни милую прохладу рук, Ни лип взволнованные тени, Ни отдаленный легкий звук Слова последних утешений.
Значит, надо жить. Жить ради того, чтобы назвать поименно тех, кто погиб в сталинских застенках, помнить, вспоминать всегда и везде стоявших ив лютый холод, и в июльский зной под красною ослепшею стеною.
В поэме есть стихотворение, называющееся Распятие. В нем описываются последние минуты жизни Иисуса, его обращение к матери и отцу. Слышится непонимание того, что происходит, и к читателю приходит осознание, что все происходящее бессмысленно и несправедливо, ведь нет ничего страшнее, чем смерть невинного человека и горя матери, потерявшей сына.
А. Ахматова выполнила свой долг жены, матери, поэта, рассказав в поэме о трагических страницах нашей истории. Библейские мотивы позволили ей показать масштаб этой трагедии, невозможность прощения тех, кто творил это безумие, и невозможность забвения того, что произошло, ведь речь шла о судьбе народа, о миллионах жизней. Таким образом, поэма Реквием стала памятником безвинным жертвам и тем, кто страдал вместе с ними.
В поэме А. Ахматова показала свою причастность к судьбе страны. Известный прозаик Б. Зайцев, прочитав Реквием, сказал: Можно ль было предположить. что хрупкая эта и тоненькая женщина издаст такой вопль женский, материнский, вопль не только о себе, но и обо всех страждущих женах, матерях, невестах, вообще обо всех распинаемых? И невозможно лирической героине забыть матерей, вдруг ставших седыми, вой старухи, потерявшей сына, громыхание черных марусь. И звучит по всем погибшим в страшное время репрессий поэма Реквием как поминальная молитва. И пока будут слышать ее люди, потому что вместе с ней кричит весь стомильонный народ, не повторится той трагедии, о которой рассказывает А. Ахматова.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Проблематика и художественное своеобразие поэмы А Ахматовой «Реквием»