Тема России в творчестве Ахматовой
Ахматова вошла в литературу как автор любовной лирики. Все ее стихотворения патетичны, они рисуют высокие, торжественные чувства, но стихотворения первых сборников менее возвышенны, в них больше мятущейся чувственности, они выражают сиюминутную страсть. Начиная со сборника «Белая стая», любовное чувство, изображенное Ахматовой, приобретает духовный характер — в ее лирику входит тема эпохи, тема судьбы Родины.
Появление гражданской темы в лирике Ахматовой относится к концу 10-х — 20-м годам XX века. В то время Ахматова была звездой
Конечно же, истоки освещения Ахматовой темы России надо искать в ее семье и воспитании. Ахматова была православным человеком, воспитывалась в духе уважения к наследию прошлого. В ранних стихах о Родине Ахматова пока не рисует образ России. У поэта пока нет глубинного понимания народной жизни, но есть стремление к
Тема России в лирике Ахматовой начинает развиваться в лермонтовском ключе. В произведениях «Приду туда, и отлетит томленье.» (1916) и «И мальчик, что играет на волынке.» (1911) сохраняются устойчивые образы-параллели, заимствованные у Лермонтова (Россия — сфинкс, мать, невеста).
В частотном словаре Ахматовой (словарь, в котором подсчитана частота употребления слова в творчестве поэта) слово «Родина» встречается девять раз, слово «край» — пятнадцать, а слово «земля» — восемьдесят. Подтверждением значимости для поэта образа родной земли служит одноименное стихотворение 1961 года.
Это стихотворение можно считать заключительным аккордом к теме Родины. По тону это произведение светлое, несмотря на предощущение близкой смерти и эпиграф из собственного стихотворения («И в мире нет людей бесслезней, надменнее и проще нас»), что подчеркивает твердость и верность ее человеческой и жизненной позиции. Слово «земля» предстает перед читателем во всей своей многозначности: это и грунт («грязь на калошах»), и пыль («хруст на зубах»), и Родина, и ее символ («в заветных ладанках»), и тема творчества («о ней стихи навзрыд не сочиняем»), и естественная среда жизни («о ней не вспоминаем даже»), и страна, которая «не кажется обетованным раем», и первоматерия, с которой тело человека сливается после смерти («но ложимся в нее и становимся ею»). Игра со значениями слова вместе с использованием разных речевых стилей создает впечатление многогранного отношения к жизни: «Оттого и зовем так свободно — своею». Внешне творческая раскованность поэта выражена в том, что каждая строфа написана особым размером (вольным ямбом и трех — и четырехстопным анапестом). Стихотворение «Родная земля» — это слова внутренне абсолютно свободного человека.
Тема России в творчестве Ахматовой сплетается с темой музы: без Родины нет творчества. В стихотворении «Уединение» (1914) Ахматова рисует не столько уход от жизни вообще, сколько отказ от легкого и «сытого» существования. Это обречение себя, поэта, на единство с судьбой России, крестной судьбой.
Ахматова твердо держалась своей патриотической позиции — творить только в России. Когда ей настойчиво предлагали эмигрировать, поэтесса сделала выбор между свободой и Родиной. Свое решение она выразила в стихотворении «Мне голос был.». Это произведение отличается лаконизмом, четкой афористичностью. Внутренний его пафос определяется чувством тесной связи поэта с Родиной. По форме стихотворение представляет собой монолог, сопровожденный авторскими ремарками, предваряющей и заключительной. Такая форма произведения напоминает пьесу, драматическое произведение. Внутренний драматизм стихотворения соответствует драме как роду литературы. Поэт борется с «голосом», который звучит откуда-то утешно и призывно и искушает лирическую героиню благополучием, обещаниями благостной жизни. У «голоса» сильные аргументы: Россию он называет «глухим и грешным краем», обещает успокоить героиню Ахматовой («кровь от рук твоих отмою»). Голос напоминает героине о поражениях и обидах, которые она претерпела, обещает вычеркнуть прошлое из ее жизни. Однако героиня стоит на своем:
Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный дух.
Даже графически ответ лирической героини противопоставляется предыдущей части. На лексическом уровне это противостояние выражено с помощью союза «но». В таком композиционном построении Ахматова невольно близка Пушкину.
Гражданская позиция поэта выражена в глубоко философском ключе — как жизненное кредо, философия жизнестроения. Ответ героини сдержан по тону и внешне неэмоционален. Трагедийный накал спрятан внутри. Героиня равнодушно «замыкает слух», отвечает голосу лишь красноречивым жестом. Это похоже на саму Ахматову, сохраняющую человеческое достоинство в любых ситуациях.
Необычна лексика, использованная поэтом в этом произведении. Ахматова использует отвлеченные существительные (не «речь», а «голос»; «боль», «стыд», «слух»), повтор слова «оставь», библейскую лексику («замкнуть слух», «скорбный дух», «черный стыд»). Такой лексический состав стихотворения обусловливает и гражданскую позицию поэта, выраженную в нем: быть верной своему внутреннему миру, не предавать себя, не отказываться от того, что тебе даровал Господь, вопреки всему «глаголом жечь сердца людей».
В связи с темой Родины в лирику Ахматовой входят образы из вечной, всемирной истории: Дидон, Мелхол, Кассандра, Беатриче, Рахиль, Лаура, Клеопатра, боярыня Морозова.
Стихотворение «Лотова жена» (1922-1924) — это мифологическое осмысление ситуации выбора: оставить или не оставить Россию. Гражданская лирика с ее гордым и неколебимым пафосом уступает место библейской теме. В историческом «зеркале» за Лотовой женой мы видим саму Ахматову, готовую «отдать жизнь за единственный взгляд», выбравшую путь страдания, но оставшуюся верной Родине и творчеству. Поэтическое слово становится невозможным, потому что оно обретает возможность действия. Слово — пророк, источник гибели близких людей: «Я гибель накликала милым.»
Утрата душевного равновесия, пустота, страх — это тональность лирики Ахматовой времен революции и гражданской войны: «Горло тесным ужасом сжато.», «Безвольно слабеют колени, и кажется, нечем дышать.».
После выхода в свет книги «Anno Domini МСМХХI» на издание произведений Ахматовой был наложен запрет почти на два десятилетия. Ахматову не печатали, но она продолжала писать.
В 30-60-е годы она создает поэму «Реквием» в память о всех погибших во время репрессий, в память о старой России. «Реквием» — это памятник великому горю, которое Ахматова пережила вместе со своим народом, осознав себя и подругой многих осиротевших матерей, и их покровительницей. Молитвенная тишина поэмы, ее сдержанные, классические интонации прерываются плачами. В «Реквиеме» тема конца эпохи, прощания с миром осмыслена глубоко христиански. Определяющей становится сила материнской любви, поднятой до общечеловеческого звучания.
Ахматова выступает в поэме и как историк: она изображает Россию в «страшные годы ежовщины». Но ее поэма, как и гражданская лирика, стремится к широким категориям. Жизнь поэта — это жизнь России. В грядущем поэт видит прошедшее, а в прошедшем угадывает зреющее будущее. Задача и цель поэта — восстановить вечное время, в котором сильны ценности духа и культуры, совести и человечности.