Уроки мужества в поэме Ахматовой “Реквием”

Поэма А. Ахматовой “Реквием” – в истории русской литературы произведение уникальное. Само его создание – акт величайшего мужества и душевной стойкости, ведь оно создавалось в разгар сталинских репрессий, буквально по горячим следам страшных событий. Если бы власти узнали о существовании такого произведения, последствия были бы непредсказуемы. А. Ахматова прекрасно понимала это, однако не писать”Рек вием” не могла. В “Реквиеме” поэтесса говорит о собственной трагедии аресте сына. Но она не одинока “под красною ослепшею

стеною”. В тюремных очередях конца 30-х годов, по словам А. Ахматовой, “одни бабы стояли”.
– Хотелось бы всех поименно назвать,
– Да отняли список, и негде узнать.
Поэма соткана “из бедных, у них же подслушанных слов” простых русских женщин. Она звучит как хоровое пение, потому что единственным аккомпанементом здесь может быть только тишина и редкие отдаленные удары похоронного звона. В канун погребального дня. Это – состояние объятых горем людей, голосом которых стала А. Ахматова:
– И если зажмут мой измученный рот,
– Которым кричит стомильонный народ,
– Пусть так же они
поминают меня
– В канун погребального дня.
Годы террора обернулись для многих людей сумерками сознания и “обмороком духовным”, со страшными симптомами ломки и распада личности. Мужество поэта в том, что он не отворачивается от этого, не замыкается в собственной трагедии, а говорит о других с состраданием и сочувствием:
– Узнала я, как опадают лица,
– Как из-под век выглядывает страх.
– Улыбка вянет на устах покорных,
– И в сухоньком смешке дрожит испуг.
Но еще большее душевное напряжение необходимо было для того, чтобы дать почувствовать страдающим людям, что в своей трагедии они не одни что нет отдельных страдающих личностей, но есть одна и та же беда, случившаяся и с женами декабристов (“каторжные норы”), и со “стрелецкими женками”. Их безумие, их беды, их смерти уже неотличимы друг от друга. Так поэт восходит к изначальной и вневременной сути происходящего. Символом всеобщей беды и вины стало озаренное светом Евангелия одиночество Матери, скорбящей о сыне:
– Магдалина билась и рыдала,
– Ученик любимый каменел,
– А туда, где молча Мать стояла,
– Так никто взглянуть и не посмел.
Поэт словно творит новейший апокриф, замечая то, о чем не говорят ни Матфей, ни Марк, ни Лука. О Матери, стоящей при кресте Иисуса, есть лаконичное упоминание в Евангелии от Иоанна. Ужас времени опустошает и заглушает музыку стиха. Но А. Ахматова осталась поэтом, единственным России поэтом, заглянувшим в бездну народного горя и сказавшим всю правду о сталинском лихолетье – тогда же, а не через годы.




Что является базовой наукой для педагогики.
Сейчас вы читаете: Уроки мужества в поэме Ахматовой “Реквием”