Москва в творчестве Анны Ахматовой

Для того чтобы понять, какое значение для поэтессы имела Москва, несомненно, необходимо прибегнуть к анализу ее лирики. Только таким образом возможно понимание душевного состояния поэта, его переживаний, волнений. Первое стихотворение «Третий Зачатьевский» было написано в 1922 году в Петербурге. В нем Ахматова описывает тот период (с осени 1918.г. по январь 1919 г.), когда она жила в Москве.
— Переулочек, переул.
— Горло петелькой затянул.
— Тянет свежесть с Москва-реки,
— В окнах теплятся огоньки.
— Покосился гнилой

фонарь —
— С колокольни идет звонарь.
— Как по левой руке — пустырь,
— А по правой руке — монастырь,
— А напротив — высокий клен
— Красным заревом обагрен.
— А напротив — высокий клен
— Ночью слушает долгий стон:
— Мне бы тот найти образок,
— Оттого что мой близок срок,
— Мне бы снова мой черный платок
— Мне бы невской воды глоток.
Для начала следует отметить, что поэтесса дает достаточно точное описание той обстановки, которая окружала ее. Москва ассоциируется у нее с удавкой. Ей нет места в этом городе, он чужд ей. Дата написания поясняет нам ее
душевное состояние. В 1921 году умирает ее первый муж, Л. Н. Гумилев. Скорее всего именно поэтому ей так тяжело находиться в Москве, ее тянет обратно в Петербург:
— Мне бы снова мой черный платок
— Мне бы невской воды глоток.
Стихотворение написано песенно-частушечным стилем, и соответственно имеет национально-народную окраску. Также можно заметить излюбленный прием М. Цветаевой — эллипсис. Да и вообще все стихотворении своими двустишиями подражает лирике Цветаевой, употреблено даже одно из ее любимых слов — образок. Так мы видим, что после перенесенной душевной травмы Москва отталкивает Ахматову, она давит ее. Следующее стихотворение «От тебя я сердце скрыла.» датировано 1936 годом. Здесь Москва уже не столько сдавливает Ахматову, сколько томит ее. Просвечивается тема одиночества, тоски, бездомья.
— От тебя я сердце скрыла,
— Словно бросила в Неву.
— Прирученной и бескрылой
— Я в дому твоем живу.
Ее все так же тянет обратно в Петербург. Ей нечего делать в Москве, ей не хватает домашнего тепла и уюта .
— И бормочет, словно дело
— Ей всю ночь возиться тут:
— «Ты уюта захотела,
— Знаешь, где он — твой уют?»
Ахматова томится в Москве, ей, петербурженке, нет места в этом унылом городе. Тоской и одиночеством пропитаны строки этого стихотворения. В мае 1944 года, на кануне окончания Великой Отечественной войны, Ахматова пишет еще одно стихотворение («С самолета»), в котором говорит о Москве. Война практически уже закончена. Эта всеобщая радость, радость победы, освобождения видна в каждой строчке. Наконец свершилось то, чего все так долго ждали. Ахматова возвращается в Москву.
— И весеннего аэродрома
— Шелестит под ногой трава.
— Дома, дома — ужели дома!
— Как все ново и как знакомо,
— И такая в сердце истома,
— Сладко кружится голова.
— В свежем грохоте майского грома
— Победительница Москва!
Она радуется тому, что война окончена. На фоне этой всеобщей радости происходит, так сказать, «примирение» Ахматовой с Москвой. Теперь она гордится этим городом, она им восхищается. Москва предстает победительницей. Еще одно стихотворение «Трилистник московский» появляется в 1963 году. В нем Ахматова уже прощается с Москвой, со всеми своими друзьями, жившими там. Этот город стал ей почти как родной. Наверно это связано с тем, что у Ахматовой было очень много знакомых в Москве, с которыми она часто встречалась и которые были ей очень дороги. «Ахматовки», так называл эти встречи Пастернак. Среди морозной праздничной Москвы,
— Где протекает наше расставанье
— И где, наверное, прочтете вы
— Прощальных песен первое изданье —
— Немного удивленные глаза:
— «Что? Что? Уже? Не может быть!» —
— «Конечно!.»
— И святочного неба бирюза,
— И все кругом блаженно и безгрешно.
— Нет, так не рассавался никогда
— Никто ни с кем, и это нам награда
— За подвиг наш.
Ахматовой была присуждена итальянская литературная премия, и в конце 1964 где она должна была приехать в Таормину (Сицилия) на церемонию вручения. В июне она уехала в Комарово отмечать свое семидесяти пятилетие, а в декабре уехала в Италию. Ахматова совершенно не хочет покидать Москву, но ей приходится. Но она знает, что она на всегда останется в памяти тех, кто ее любил.
— За веру твою! И за верность мою!
— За то, что с тобою мы в этом краю!
— Пускай навсегда заколдованы мы,
— Но не было в мире прекрасней зимы,
— И не было в небе узорней крестов,
— Воздушней цепочек, длиннее мостов.
— За то, что все плыло, беззвучно скользя.
— За то, что нам видеть друг друга нельзя.
Поэтесса благодарит город «за веру» в нее. Она сожалеет о расставании. Происходит прощание с Москвой, с городом, который стал ей дорог. Мы видим теплое, домашнее, родное отношение к Москве. В том же 1963 году Ахматова пишет, пожалуй, последнее стихотворение, посвященное Москве.
— Все в Москве пропитано стихами,
— Рифмами проколото насквозь.
— Пусть безмолвие царит над нами,
— Пусть мы с рифмой поселимся врозь,
— Пусть молчанье будет тайным знаком
— Тех, кто с вами, а казался мной,
— Вы ж соединитесь тайным браком
— Что во тьме гранит подземный точит
— А в ночи над ухом смерть пророчит,
— Заглушая самый громкий звук.
Здесь она снова восхищается величием Москвы. Ахматова снова говорит, что ее уже нет в этом городе, но она все равно его любит. Москва рождает поэзию, она заставляет творить. Человек, живший и творивший в Москве становится частью этого города, даже после своей смерти. Так и имя Ахматовой, несмотря на то, что она достаточно мало прожила в этом городе и не так много о нем писала, навсегда останется на страницах истории Москвы.
Содружество искусства слова — литературы с другими видами искусств — театральным, музыкальным, изобразительным создало в Москве неповторимую, только ей свойственную атмосферу, позволили накопить громадное духовное богатство, сформировать, по словам М. Ю. Лермонтова, «собственную душу». И даже при неизбежных в каждом современном городе изменениях, архитектурных и градостроительных перестройках, Москва и сегодня сохраняет свою притягательную силу, особый уют, неистребимый московский дух, наследственную культуру, традиции . Московские музеи, площади, улицы, переулки вызывают богатейшие историко-литературные воспоминания и ассоциации, так необходимые, чтобы лучше понять связь времени и поколений, острее пережить ни с чем не сравнимое чувство любви к Родине. Подводя итог всему вышесказанному, мы в очередной раз убедились, что несмотря на то, что оба поэта, и Мандельштам, и Ахматова, жили и работали в Москве, этот город не смог заменить им Петербург.
Мы видели как вместе с переменами в их жизни менялось и отношение к Москве. Мандельштам вначале, воодушевленный встречей с Цветаевой, восхищался этим городом, эти первые впечатления подарила ему именно она. Затем он резко стал отрицать его.
И только в завершении своей московской лирики он смирился с Москвой, почувствовал ее значимость, «ощутил» столицу сталинской империи. Ахматова же наоборот, в первых своих стихах, посвященных Москве, показала свою неприязнь к городу. После недавно пережитых душевных потрясений, Москва только усугубляла состояние поэтессы. Затем последовал период отчужденности, Ахматова не находила себе места в этом городе, тоска всецело поглощала ее. И только после окончания Великой Отечественной войны она «приняла» город, стала для него «своей». В конце она уже восхищается Москвой, она не хочет с ней расставаться. Но несмотря на все это, ни Ахматовой, ни Мандельштаму так и не удалось стать москвичами. Петербург навсегда остался их родиной.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Москва в творчестве Анны Ахматовой