«Личность и государство» в произведении Замятина «Мы».»
«Личность и государство» в произведение Замятина «Мы».
Роман Замятина «Мы» написан в 1921 году, в сложное для
Нашей страны время. Россия прощается со «старым миром»
И строит «новую жизнь». Роман впервые публикуется в
Нашей стране в 1988 году в журнале «Знамя».
Замятин в своей антиутопии «Мы» рисует будущее
Мрачными красками. Описывая общество, где поклонение
Всему техническому и математическому доведено до
Абсурда, он стремится предупредить людей о том, что
Технический прогресс без соответствующих
Законов может принести страшный вред. В его Едином
Государстве, несмотря на высокий уровень развития
Науки и техники, искажены общечеловеческие понятия о
Добре и зле, отрицается творческое начало в человеке,
Ценность человеческой личности автор показывает нам
Государство, представляющее собой огромный слаженный
Механизм, который работает в точном соответствии в
Расписанием, запрограммированным Скрижиталью. Автор
Показывает читателям не государство, в которое состоит
Из личностей, а государство, где человек лишь только
Часть государства. Люди в этом
Винтики, на которых держится вся конструкция Единого
Государства. Все эти «винтики» лишены
Человеческого «Я», и это автор подчеркивает тем, что
Не дает героям своего романа имена. Вместо имен он дал
Им «нумера». В этом романе, по-моему, одна из главных
Проблем это обезличивание, обездушивание, омашинивание
Людей. В романе личность ничего не значит. «Я» просто
Не существует. «Я» превратилось в «Мы», здесь каждый
Человек «не один», а «один из». Сравнить «Я» и «Мы»
Можно на примере весов. Две чаши весов: на одной
Грамм — «Я», на другой тонна — «Мы», Единое
Государство. Грамм не может уравновесить тонну, из
Этого следует, что тонне — права, грамму —
Обязанности. Четкое расписание до мельчайших
Подробностей, при котором забывалось и не ощущалось
Собственное «Я». Главная черта Единого Государства это
Отсутствие собственной свободы, собственного «Я». Был
Создан механизм, состоящий из тысяч винтиков «Я». «Мы
Идем — одно миллионоголовое тело, и в каждом из нас —
Та смиренная радость, какою, вероятно, живут молекулы,
Атомы, фагоциты. «Мы»- от Бога, а «Я»- от дьявола».
Замятин показал ужасную ситуацию, когда отношение к
Человеку как к «одному из» вызывает обесценивание
Человеческой жизни. Нужно вспомнить эпизод, в котором
Гибнут люди при испытании «Интеграла». Отношение
Строителей «Интеграла» к погибшем людям: чего беречь
Кого-то одного, когда он такой же, как все, и легко
Заменяется другим. Обезличивание людей привело к тому,
Что все жители Единого Государства похожи друг на
Друга. Похожи на столько, что они думают одинаково.
Замятин изображает в своем романе государство, в
Котором решены все проблемы. Здесь все сыты, одеты, у
Каждого есть свое жилье, все имеют работу. Покорены и
Подчинены человеку все природные стихии. К тому же
Государство освободило человека от необходимости
Принимать решения, делать выбор, тем самым сняв с него
Тяжелейшую ношу человеческого существования. Но людям
Пришлось заплатить за «стопроцентное счастье». За
Это «счастье» им пришлось оплатить утратой личности,
Отказом от отцовства и материнства, потерей культуры,
Изгнанием за пределы города, за стену живой природы, а
Главное — несвободой. Тотальная тирания стремится
Подавить и раздавить личность, но, с другой стороны,
Обезличивание, стремление к уравнительности в
Потреблении, боязнь принимать на себя ответственность
За выбор, ненависть к ярким проявлениям человеческой
Индивидуальности, нетерпимость к инакомыслию,
Конформизм создают питательную почву для проявления
Всякого рода Благодетелей. В этом тоталитарном
Государстве не привыкли считаться с мнением каждого,
Здесь правит Благодетель. Счастье здесь
Считают «приятно-полезной формулой». Блаженство и
Зависть для жителей Единого Государства — «числитель и
Знаменатель дроби, именуемой счастьем». Тотальные
Слежки, пытки, казни — необходимые атрибуты Единого
Государства. Можно провести параллель с тем, что
Происходило в России. После революции семнадцатого
Года Ленин хотел построить государство, в котором не
Было бы ни бедных, ни богатых. Для достижения этой
Цели руководство страны прибегла к пыткам, слежкам,
Ссылкам. Но никакие деформации не смогли уничтожить
Живую душу народа, убить в ней стремление к свободе,
Полноте человеческого бытия. Одно из свидетельств
Того — наша литература, хранительница нравственного
Ненофонда народа, его упований, его совести.