Евгений Замятин и его роман «Мы»
Особенность личности Е. И. Замятина можно охарактеризовать так: он был очень русский человек. Его отношение к стране варьировалось от обожания до ненависти, что говорило о том, что писатель глубоко понимал современную ему действительность.
В 1917 г. Замятин вернулся из Англии обратно в Россию, застав страну в разгар Октябрьской революции, повсеместной разрухи и страшного голода. В этот период писатель сблизился с Горьким и активно участвовал в спасении культуры — работе издательства «Всемирная литература», Дома искусств, Дома ученых.
Неоднократно роман был назван критиками карикатурой на социалистическое общество, кратким конспектом возможного будущего, если развитие общества пойдет не по правильному руслу. Роман писался в Петрограде в период военного коммунизма, в атмосфере жестокости, насилия и светлой веры в возможность почти мгновенного достижения счастливого коммунизма. И писатель своим сюжетом, очевидно, просто насмехался над современными ему теоретиками светлого будущего.
Сильные мира сего, по роману, пришли к выводу, что основная
Писатель здесь раскрывает серьезнейшую проблему: борьбу против человека якобы для его же блага. Он обличает разрушающий человечность фанатизм, низвергает идею необходимости для народа жестокого пастыря, призванного управлять им; подчеркивает идентичность тирана, силой подавляющего волю народа, и обожествленного правителя, которому народ подчиняется, делая это столь же безвольно.
В антиутопичном Едином государстве романа «Мы» нет имен, только «нумера»: Д-503, О-90; их быт очень символично ограничен Зеленой Стеной, так же как ограниченна и их жизнь. «Блаженство и зависть — это числитель и знаменатель дроби, именуемой счастьем». Но поскольку завидовать нечему — все одинаково, все подчинено единой схеме, то блаженство вроде бы должно быть бесконечным. Нумерам с самого рождения внушали, что счастье — это, будучи граммом, «почувствовать себя миллионной долей тонны», то есть происходило сознательное и принудительное уничтожение личности, свободы мысли и выбора; ребенка отдаляли от родителей и насыщали только полезной информацией. Им говорили, что такое счастье, как надо жить — и они беспрекословно верили. Таким образом, создавалось стадо, но даже не животных, а механизмов, роботов, лишенных элементарных понятий о любви — к ближнему, к родителям, детям, природе, искусству, любых эстетической красоты.
Замятин создал роман-предупреждение, в котором наглядно показал, как опасно уверовать в то, что существует всеобщее счастье, поскольку в этом случае общество превращается в массу фанатиков, лишенных индивидуальности, происходит деление на класс бездумных рабов и класс благодетелей, верхушки, пользующейся ими для собственной выгоды.
Нельзя говорить о том, что Замятин негативно относился к новому строю России, к тем преобразованиям, которые в ней происходили. Писатель, несомненно, любил новый облик своей страны, но видел своей писательский и гражданский долг в том, чтобы показать общественности больные места, язвы нового времени с целью их дальнейшего излечения, а не сочинять хвалебные оды в ее честь (таких авторов, и искренних, и лицемерящих, вполне хватало).