Почему И. С. Тургенев назвал Базарова «лицом трагическим»?
Почти полтора века прошло с тех пор, как был впервые издан роман Тургенева «Отцы и дети». Автор писал его в нелегкое время — период подготовки и проведения крестьянской реформы. Теперь, когда историками описаны все события, развернувшиеся после 19 февраля 1861 года, много нового открывается нам в тургеневской позиции.
Начиная с середины пятидесятых годов девятнадцатого века, всем становится ясна неизбежность проведения реформ. Происходит размежевание сил на либеральное дворянство и демократов — революционеров. Речь идет о том,
В этих условиях Тургенев пишет «Отцов и детей» — роман, законченный в июле 1861 года и напечатанный в следующем году в «Русском вестнике».
Судя только по названию, можно подумать, что речь в произведении идет о конфликте между поколениями. Однако это не так. Автор показывает противоречие мировоззрений, сословий, сталкивая «принсипы» Кирсанова с убеждениями Базарова.
«- Прощайте, — проговорил он с внезапной силой, и глаза его блеснули
Базаров заснул. Больше ему не суждено было проснуться. К вечеру он впал в беспамятство, а на следующий день умер».
Смерть главного героя, такая неожиданная, случайная, кажется странным завершением действия, развернутого Тургеневым на страницах романа. Это послужило поводом к возникновению многочисленных споров между критиками — опубликованные статьи Писарева, Страхова, Антоновича нередко противоречат друг другу в описании этого эпизода. Однако при более глубоком рассмотрении сюжета оказывается, что такой поворот событий является не случайным, а закономерным итогом развития действия. Ведь не зря Тургенев называет Базарова «лицом трагическим».
Тургенев старается показать главного героя максимально объективно, раскрыть его слабые и сильные стороны. Взгляды Базарова раскрываются в спорах с Павлом Петровичем Кирсановым, дядей его друга Аркадия. В этих спорах речь, безусловно, идет о революции, хотя Тургенев прямо об этом не говорит.
«Он — нигилист», — говорит Аркадий о политических взглядах Базарова (в десятой главе), определяя нигилиста как человека, не признающего никаких авторитетов и не принимающего ни одного принципа на веру. Но Тургенев пишет: «Если он называется нигилистом, то надо читать — революционером». Убеждения Базарова еще более проясняются после следующей реплики:
— Вы все разрушаете, да ведь надобно же и строить!
— Это уже не наше дело. Сперва надо место расчистить.
Тургенев понимает, что дни «отцов» уже сочтены, что отжившие свое аристократы не смогут играть ведущую роль в будущем, что будет построено новое общество с иными устоями, но он еще не знает, что это будет за новая сила. Именно поэтому так трагична судьба Базарова, так неожиданно он умирает. Иначе и быть не может — ведь для молодого нигилиста нет еще места в настоящем, не пришло еще его время.
Базаров предстает перед нами как материалист, рационалист. Тургенев наделяет его самыми крайними взглядами, показывая это даже в его манерах поведения и внешнем виде (длинные волосы, издавна считавшиеся признаком вольнодумства, небрежный вид, речь, просьба «стащить в комнату чемоданишко да одежонку»). Однако автор показывает Базарова не только как нигилиста, но и как исследователя, медика и экспериментатора, интере