Трагизм образа Базарова

В романе И. С.Тургенева “Отцы и дети” поставлены политические, философские и нравственные проблемы. Произведение затрагивает так называемые “вечные вопросы”: взаимоотношения старшего и младшего поколения (“отцов и детей”), любовь и дружба, выбор жизненного пути, становление личности, поиски счастья. Однако основное внимание автор обращает на конфликт разных мировоззрений – консервативно-либерального и революционно-демократического. В конце 50-х годов XIX века в обществе появились “новые люди” – нигилисты, отрицающие современные законы и социальные, нравственные нормы.
Базаров – именно такой герой времени. Он активно противостоит “старому”, впадает в крайности, провозглашает вульгарно-материалистические взгляды на жизнь, что неизбежно приводит героя к внутреннему конфликту и к конфликту с окружающими.
Тургенев в романе раскрывает несостоятельность нигилистической философии. Автор не случайно показывает картины запустения в российской крепостной деревне, художественными средствами утверждает, что в государстве существует социальное неблагополучие, что паразитизм господствующих классов очевиден. Но он не может принять разрушительные принципы базаровского мировоззрения. Поэтому Тургенев оставляет героя в одиночестве. Ему не с кем “драться” с “барчуками”, не с кем “расчищать место”.

Аркадий переходит в лагерь “отцов”, Ситников и Кукшина – псевдонигилисты. Портреты учеников и последователей Базарова становятся одним из средств разоблачения нигилизма.
Евгений Васильевич выходит победителем в спорах с Павлом Петровичем, но после “испытания любовью” оказывается внутренне сломленным. Базаров отрицал любовь, божественную красоту природы, искусство. Он резко высказывал следующие суждения: “Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник”, “Рафаэль гроша медного не стоит”, загадочный женский взгляд – “чепуха, гниль, художество”. Любовь к Одинцовой опровергает эти положения теории нигилиста и обнаруживает в герое иные душевные качества.
Уже при первой встрече с Анной Сергеевной Базаров краснеет: “кровь его загоралась, как только он вспоминал о ней; он легко сладил бы со своей кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость. Он с негодованием сознавал романтика в самом себе”. Оказалось, что Базаров способен на всепоглощающее чувство. Герой увидел и красоту природы. Когда он объяснялся с Одинцовой, в него “вливалась раздражительная свежесть ночи”, он слышал ее “таинственное шептание”.
Перед героем открылись две бездны. Одна – загадка собственной души, которая оказалась сложнее и глубже, чем он предполагал. Другая – загадка окружающего мира. Он пытается ответить на роковые вопросы о смысле жизни, о таинстве смерти с помощью современной науки – естествознания. Но данные естественных наук от тревог уже не освобождают. Нигилиста страшит мысль о “траве забвения”, о “лопухе”, который после смерти останется единственным “памятником” ему.
Трагедия Базарова заключается и в том, что Одинцова не ответила на его любовь. Он раздражается, все больше надламывается, становится враждебным в общении с Аркадием. Герой тяжело переживает свой неудачный роман, пытается спастись от переживаний. Но он только рвет все связи: с семейством Кирсановых, с Фенечкой, с Одинцовой, Аркадием и Катей, с родителями и с народом. Тимофеич – олицетворение народной жизни, от которой Базаров презрительно отворачивается. Он не щадит чувств преданного старика, зовущего Базарова навестить родителей. Базаров постоянно иронизирует над русским мужиком. Он с издевкой обращается к “братцу”: “Излагай мне свои воззрения на жизнь. ведь в вас, говорят, вся сила и будущность России, от вас начнется новая эпоха в истории.”
Роковой удар судьбы ученый-физиолог и врач Базаров получает именно от мужика. Он заразился тифом, когда вскрывал труп крестьянина. Базаров совершил трагическую ошибку еще и потому, что потерял самообладание. В родительском доме “лихорадка работы с него соскочила и заменилась тоскливою скукой и глухим беспокойством”.
С особой силой Базаров как “лицо трагическое” раскрывается в главе, рисующей его смерть. Перед лицом смерти проявляются лучшие свойства Базарова: нежность к родителям, скрытая под внешней суровостью, поэтическая любовь к Одинцовой; жажда жизни, труда, подвига, общественного дела; сила воли, мужество. Герой в последние минуты осознал, как дороги ему родители: “. таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать”. Базаров умирает внезапно. Смерть не щадит самобытного, сильного человека, и делает его образ поистине трагическим.
Тургенев считал, что Базаров – “лишний человек”, что гибель Базарова неизбежна, что его время еще не пришло. Показав крупную, масштабную личность, способную оказывать влияние на других, автор невольно выразил свое уважение к нигилисту. Евгений достойно прошел через жизненные испытания, а крайности своих воззрений искупил трагической гибелью.




1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Проблемные слова в английском.
Сейчас вы читаете: Трагизм образа Базарова