Образ Рудина в романах Тургенева
Рудин — одна из разновидностей «лишних людей», созданных русской жизнью и уже воплощенных в героях русской литературы-Онегине, Печорине, Бельтове, Агарине (в поэме Некрасова «Саша»). В людях этого сложного типа большое духовное богатство растрачивалось бесплодно. Никто из них не нашел своего призвания и настоящего дела. Они мучительно искали, но ни в чем — ни в одной сфере деятельности, ни в любви (которая играла в их жизни часто первую роль) -они не осуществили своих надежд, своих запросов. Все кончилось скукой, разочарованием,
Горячо и смело полюбила его Наталья, семнадцатилетняя дочь богатой и знатной помещицы Ласунской, увлеченная его восторженным идеализмом. И Рудин полюбил Наталью. Придя на свидание, девушка сказала ему, что мать ее объявила, что скорее согласится видеть свою дочь мертвой, чем женой Рудина. На свой вопрос, что же ответила на это Наталья, Рудин услышал: «Я ей ответила, что скорее умру, чем выйду за другого замуж.» И вот, когда Наталья готова бросить родной дом и идти за любимым человеком, веря ему до конца, когда она на все решилась и спрашивает Рудина, что же делать,- Рудин отвечает, что надо покориться, расстаться, раз «матушка не согласна»: ведь он беден, и, видно, им не «суждено» жить вместе, и счастье не для него. «Да, природа мне много дала, но я умру, не сделав ничего достойного сил моих. Все мое богатство пропадет даром. Первое препятствие-и я весь рассыпался.» — так сам о себе говорит Рудин, сам признается, что он «родился перекати-полем», что его «сгубила» фраза, что он «кончит скверно». Он кончил безыменной жертвой: был убит на парижских баррикадах в 1848 г. с красным знаменем в руке.
В лице Рудина Тургенев давал героя уже отошедшей эпохи: в романе выступал человек 30-40-х годов. Тургенев подытоживал и «судил» уже пройденный этап в развитии русской общественной жизни. Многое ему оставалось близким и дорогим в этом прошлом, и Герцен недаром отметил, что Тургенев «создал Рудина по своему образу и подобию». Автор осудил в своем герое его неприспособленность к жизни, его волевую пассивность, чрезмерный перевес воображения над способностью видеть и понимать действительность, его фразерство.
В истории русской драматургии, в период от Гоголя до Островского, драматические произведения Тургенева были замечательной попыткой создания русской бытовой и психологической драмы. «Нахлебник», «Завтрак у предводителя», «Месяц в деревне»-лучшие из пьес Тургенева — запрещались николаевской цензурой.
Через два года после «Накануне» Тургенев написал роман «Отцы и дети».