Роль и место любовных историй в романе И. Тургенева «Отцы и дети»
Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» был написан в 1861 году — в том время, когда менялись вековые устои России. Одной из тем произведения является вечная тема любви.
В романе мы видим яркие любовные истории: историю любви Павла петровича Керсанова и княгини Р., а также Базарова и Одинцовой. Я считаю, что образ Павла Петровича был бы неполным без его истории, о которой рассказал Базарову Аркадий. Повествуя об этой несчастной любви, Аркадий пытается объяснить выбранный дядей образ жизни и оправдать его поведение. Смысл этой истории заключается
Базаров так отзывается на рассказ Аркадия: «А я все-таки скажу, что человек, который всю жизнь поставил на карту женской любви и, когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой
Но главному герою было суждено самому пройти «испытание любовью». Живя в Никольском, Базаров постепенно влюбляется в Одинцову. Сначала он не понимает себя, пытается ерничать над самим собой: «Вот тебе раз! Бабы испугался!», «Какой я смирненький стал.». Но скоро он понимает, что не может противиться своему чувству, несмотря на все свои нигилистические взгляды. Автор пишет, что «в обоих молодых людях. произошла перемена. В Базарове. стала проявляться небывалая прежде тревога: он легко раздражался, говорил нехотя, глядел сердито и не могусидеть на месте, словно что его подмывало.». Тайный психологизм И. Тургенева позволяет читателю увидеть, что наш нигилист всячески пытается противиться своему чувству, но ничего не выходит: «. его мучило и бесило.» и от него «. он тотчас отказался бы с презрительным хохотом и циничной бранью.».
Базаров считает, что он создан для «горькой, терпкой, бобыльной жизни.»
Но любовь к Одинцовой открыла читателю нового Базарова: страстного, сильного. Вспомним сцену объяснения между Анной Сергеевной и Евгением: «Он задыхался; все тело его видимо трепетало. Но это было не трепетание юношеской робости, не сладкий ужас первого признания овладел им: это страсть в нем билась, сильная и тяжелая — страсть, похожая на злобу и, быть может, сродни ей.» Он не пытается играть чувствами Одинцовой, а прямо говорит ей: «Так знайте же, что я люблю вас глупо, безумно.» Поражает прямота, бесхитростность и одновременно скрытность героя. Поняв, что влюблен, он объявляет Одинцовой о своем отъезде. Возможно, он никогда бы и не признался в своих чувствах, но Одинцова из любопытства вырывает у него это признание. Сохраняя прежнюю прямолинейность, Базаров открыто говорит о своих чувствах, не боясь показаться слабым или смешным. Твердость характера проявляется и после того, как Одинцова отвергла любовь Евгения. Как ни сильно было чувство Базарова, он хорошо понимает отношение к нему Одинцовой. Анна Сергеевная то пугается силы его чувств, то жалеет. Но жалости Базаров не приемлет. Перед отъездом Базарова из Никольского Одинцова «с участием прятунла ему руку», на что Евгений отвечает: «Нет!. Человек я бедный, но милостыни еще до сих пор не принимал». Он находит в себе силы уехать из имения.
И. С. Тургенев был сторонником «тайной психологии», считая, что художник не должен показывать подробно движения души героев, и делал это средствами «внешнего обнаружения психологии». Поэтому читатель не видит душевных переживаний героя, но понять, насколько тяжело отвергнутому Базарову, помогает сцена его разговора с мужиком, везшим их с Аркадием в родительское имение: «.лучше камни быть на мостовой, чем позволить женщине завладеть хотя бы кончиком пальца. Мужчине некогда заниматься такими пустяками мужчина должен быть свиреп. Ведь вот ты, — прибавил он, обращаясь к сидевшему на козлах мужику, — ты, умница, есть у тебя жена?
— Жена-то? Есть. Как не быть жене?
— Ты ее бьешь?
— Жену-то? Всяко случается. Без причины не бьем.
— И прекрасно. Ну, а она тебя бьет?
Мужик задергал вожжами.
— Эко ты слово сказал, барин. Тебе бы все шутки шутить. — Он, видимо, обиделся.
— Слышишь, Аркадий Николавевич! А нас с вами прибили. вот оно что значит быть образованными людьми».
Во второй раз приехав к родителям, Евгений сначала пытается забыться в работе, но и «лихорадка работы с него скоро соскочила и заменилась тоскливою скукой и глухим беспокойством. Страння усталось замечалась во всех его движениях, даже походка его, твердая и стремительно смелая, изменилась». Возможно, тот порез, ставший роковым в жизни Базарова, являлся следствием его душевной трагедии. Тогда можно утверждать, что Евгения убила любовь. Перед лицом смерти герой хочет видеть именно Одинцову. Это говорит о благородстве Базарова, ведь он не озлобился, а понял и простил любимую женщину.
Образ Базарова вызвал в литературных кругах того времени разноречивые мнения. Сам И. С. Тургенев писал: «.Если читатель не полюбит Базарова со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью и резкостью, если он его не полюбит, повторяю я, — я виноват и не достиг своей цели». Можно не соглашаться с базаровскими взглядами на искусство, природу, осуждать за небрежное отношение к родителям, но любовь его к Одинцовой открывает перед читателем такую сильную и искреннюю натуру, что невольно проникаешься симпатией к этому герою.