Одержав победу в идейном споре, в конце романа Базаров умирает, умирает героически, достойно.
Смерть. Сколько людей ушло из жизни, так и не достигнув тех целей, которые они ставили перед собой в молодости: Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, Белинский. Какая это утрата для всей русской культуры! Но они ушли для того, чтобы никогда не погибла Россия:
Кто служа великим целям века, Жизнь свою всецело отдает На борьбу за брата-человека, Только тот себя переживет.
Тургенев после выхода романа в свет писал: Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая. сильная, злобная, честная и все-таки обреченная на гибель, потому что она все-таки стоит в преддверии будущего. Лучше Тургенева не скажешь. Могу лишь добавить, что автор очень любил своего героя, но, по-моему, не верил в будущее нигилистов, так как они ему были глубоко чужды. На мой взгляд, Тургенев ставил цель показать несостоятельность существующих общественных отношений в России и для большей убедительности противопоставил отцов нигилистам. Что ж, по-моему, ему это великолепно удалось! И я совсем не согласен с мнением Герцена о том, что Базаров сверхотрицательный герой, а Тургенев истинный нигилист, бросивший в Базарова первый камень.
Где же самое правильное определение этой величайшей личности? Мне кажется, что в нем самом. Евгений Базаров не идеал, но истинной ценности героя не стоит умалять. Нашему поколению особенно близок его характер и его несогласие со всем, что, казалось бы, не должно вызывать никаких возражений. Я искренне полюбил Базарова, и смерть его заставила меня еще раз переосмыслить роман. Я еще раз с большей силой убедился, что Евгений не напрасно прожил свою столь короткую жизнь, ведь старинная мудрость гласит: Кто стойко и упорно отстаивает свое право, в конце концов получит его. И. С. Тургенев. С его именем связаны прекрасные произведения: Накануне, Рудин, Ася. С раннего детства Иван Сергеевич присутствовал в нашей жизни. Его произведение Бежин луг заставило полюбить и помогло лучше понять природу средней полосы России. О творчестве И. С. Тургенева, как и о стихотворениях С. Есенина, можно сказать: Это все о России
А. Блок
Обширные поля, леса, старые, забытые где-то в глуши деревни, в которых люди, неразрывно связанные с природой, олицетворяют истинно русское, светлое и чистое общение человека с природой. Все это видишь, когда читаешь Тургенева. Увидел это и я, читая роман Отцы и дети. Отцы и дети. Эти два слова: в споре часто исключающие друг друга, в жизни находящиеся в неразрывной связи. Эта тема близка любому поколению, как близка тема старого и нового, отжившего и зарождающегося. Именно поэтому роман Отцы и дети мне так близок и понятен.
В центре внимания писателя конфликт между Евгением Васильевичем Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым.
Евгений Базаров предстает перед нами не очень учтивым, не...

поддающимся на разного рода лесть и похвалу человеком. Он сразу чувствует характер собеседника. Представился он просто: Евгений Васильев, и сразу услышал в ответ: .любезный Евгений Васильевич. От таких слов лицо Базарова передернулось. Ах, как любят у нас лицемерить! Внешность Евгения лишь подчеркивает его характер. Длинное и худое, с широким лбом лицо. выражало самоуверенность и ум. И вот перед Базаровым предстает Павел Петрович: Лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое. Кажется, будто он всю свою жизнь только и занимался тем, что следил за своей красотой и элегантностью. О его жизни в молодости мы узнаем только, что он имел огромный успех у дам, а с одной из них у него был роман. Не правда ли, как это напоминает Печорина, ведь у него тоже белье было прилежно выстирано, и всех он поражал своей красотой и опрятностью. Но вернемся к героям Тургенева. Узнав, что Базаров нигилист, Павел Петрович почувствовал в нем заклятого врага. Кирсанов пытался доказать Базарову, что тот не прав, что нельзя отрицать все, что будущее России за аристократами. Евгений отрицает даже искусство. И на первый взгляд кажется, что он вообще далек от того, что олицетворяли лучшие представители демократии России, будучи личностями очень образованными и любящими истинное искусство. Но в следующей фразе Базаров развеял наши сомнения: Искусство наживать деньги?. Становится ясно, что Базаров имеет свою точку зрения на общепринятые нормы, часто отрицая их: Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным. В теперешнее время полезнее всего отрицание мы отрицаем, говорит Евгений. Я безоговорочно соглашаюсь с ним. В патриархальной России нужно было отрицать все, чтобы изменить жизнь к лучшему: .не только искусство, поэзию, но и.страшно вымолвить. Нельзя утверждать, что у Павла Петровича нет принципов: .но я не роняю себя, я уважаю в себе человека. Базаров мгновенно парирует: .вы вот уважаете-то себя и сидите сложа руки; какая ж от этого польза?. Павел Петрович не может понять, как можно все разрушать, ведь надобно же и строить. Это уже не наше дело. Сперва нужно место расчистить, отвечает Евгений. Мы прекрасно понимаем, что в этих спорах побеждает Базаров, ведь время взрослых Печориных, представителем которых является Павел Петрович, прошло. Новые люди в лице Базарова являются будущими хозяевами мира.
Обсуждение проблемы устройства общества продолжается и в разговоре Евгения с Анной Сергеевной Одинцовой. Эти люди близки по духу, они сразу проявили интерес друг к другу. Базаров увлекался только естественными науками, и лишь в этом, может быть, проявлялась его ограниченность. Он считал, что люди одинаковы, как деревья в лесу. Беседуя с Анной Сергеевной, Евгений открыл для себя много нового и полюбил ее. После их встречи он говорит: Может быть, точно, всякий человек загадка.



1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Загрузка...

Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов в идейном споре отцов и детей