«Молодая Россия» в романе Тургенева «Дворянское гнездо»
В тургеневском романе «Дворянское гнездо» поражает поразительная тонкость в изображении человеческой психологии. Тургенев полагал, что писатель должен быть психологом, но тайным. Можно представить, какое впечатление произвел роман на современников писателя, читая письмо М. Е.Салтыкова-Щедрина к П. В. Аннекову: «Я давно не был так потрясен, но чем именно — не могу дать себе отчета». Несчастье действует на людей различно, смотря по степени их ума и нравственных сил: одних оно убивает, повергает в апатию или ожесточает. Можно считать
Других же людей несчастье возвышает и очищает. Оно является толчком, заставляющим человека задуматься, «оглянуться на себя». После такого толчка эти люди становятся терпимее к другим, понимают чужие страдания. Несчастье становится для них школой, приобретенным опытом. Только таких людей можно назвать «людьми крепкими и нравственно здоровыми». К числу таких людей принадлежал Лаврецкий. Пока можно
Но самым ярким его подтверждением является характер Лизаветы Михайловны Калитиной, «одной из самых грациозных личностей, когда-либо созданных Тургеневым». Лиза — девушка, богато одаренная природой; в ней много свежей, неиспорченной жизни, в ней «все искренне, неподдельно». Воображение, настроенное с детства рассказами набожной, но неразвитой няньки, и свойственное каждой женской впечатлительной природе чувство получили полное преобладание над критической способностью ума. Не умея анализировать других, Лиза не может анализировать и собственной личности, считая это грехом. В жизни она отступает от всякой борьбы, с покорностью принимает любое несчастье, как справедливое наказание. «Мы были наказаны», — говорит она Лаврецкому. Но «за что?» — она не может ответить, между тем убеждение ее настолько сильно, что Лиза признает себя виновной. Говоря о воспитании Лизы, Тургенев дал нам ключ к объяснению как нравственной чистоты ее убеждений так и излишней строгости и односторонности ее взгляда на жизнь.
Как и в «Рудине», в «Дворянском гнезде» ощутима жажда деятельности — и не ради собственного благополучия, даже не ради счастья. В конце романа мы слышим размышления Лаврецкого о «молодых силах», вырастающих в усадьбе, где уже нет Лизы, о том, что им предстоит «дело делать, работать». Эти «молодые силы» появились в романе «Накануне». Елену Стахову и Дмитрия Инсарова, главных героев произведения, Тургенев назвал «провозвестниками новой жизни».
Елена — девушка с серьезным складом ума, с «энергической волей», с гуманными стремлениями сердца. Она росла одна, без подруг, совершенно свободно. Елена рано приучила себя к самостоятельному размышлению, к сознательному взгляду на все окружающее. С годами в ней росло чувство сострадани